Львова С.В.
ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ И СТРАХИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
УДК 37.015.3
Львова С.В.1 (Москва, Россия) — lvovasv@mgpu.ru
1Московский городской педагогический университет
Аннотация. В статье рассматривается тревожность детей и ее связь со страхами, самооценкой, родительскими установками. В начале статьи проведен обзор литературных источников, позволяющих ответить на вопрос о сущности феноменов тревожности и страха. Осуществлен сравнительный анализ основных подходов к пониманию их происхождения, о возможной связи с другими индивидуально-психологическими, возрастными и личностными качествами человека. В связи с выделенной проблематикой в фокус нашего внимания попала определенная возрастная группа — подростки. Выявлены возрастные особенности страхов. Эмпирическим путем доказано, что взаимосвязаны: учебный страх и высокая тревожность; скрытность, осторожность и тревожность; высокий уровень тревожности и родительские установки. В исследовании приняли участие учащиеся школ города Москвы и Городского психолого-педагогический центра Департамента образования и науки города Москвы, Территориальное отделение «Бабушкинское». С ними был проведен блок психодиагностических методик: тест на тревожность Спилбергера Ханина; методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument – РARI); графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус»; опросник «Виды страха» И.П. Шкуратовой; проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи». Феномен тревожности является человеческим свойством, вызывающим состояние роста озабоченности, чувство страхов и тревоги в ситуациях, когда социальное состояние достаточно специфично. Отмена тревожного человека в часто возникающих эмоциональных переживаниях, связанных с волнением и рвением: страх, боязнь, ужас. Человеком чувствуется от всего окружающего угроза собственному «я». Учеба в школе всегда повышает тревожность у учащихся на всех уровнях. Факторы, провоцирующие тревожность, чаще всего бывают в виде школьной дезадаптации, переутомления, внутреннего конфликта, эмоциональной уязвимости, завышенных требований к школьнику, негибкой догматической воспитательной системе, игнорирующей собственную детскую активность, а также безразличия к ее интересам. Значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; также полученные результаты исследования могут послужить основанием для разработки программы коррекции школьной тревожности и страхов у школьников. На современном этапе специалистами отмечается тенденция к высокому росту страхов у детей (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.). Считаем, что исследование этого феномена у школьников даст возможность определить правильные подходы к его решению.
Ключевые слова: школьная тревожность, страхи, подростки, стремление к одиночеству, скрытность и осторожность, интровертированность подростков, семейные конфликты.
Список источников:
- Баранова Е.М., Зайцева Ю.Ю. Организационно-педагогические возможности студенческой группы в профессиональной подготовке будущих специалистов // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века. Сер. «Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века». — М.: Российский государственный социальный университет, 2017. — С. 41-47.
- Булычева Е.В., Мокеева М.М., Сетко И.А. Сравнительная характеристика формирования тревожности у современных детей и подростков школьного возраста в учебной и повседневной деятельности // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2021. № 1. С. 24-30. URL: https://www.elibrary.ru/tvvvrc
- Волобуева Е.В. Постоянная тревога негативно влияет на обучение младшего школьника // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 54-56. URL: https://www.elibrary.ru/yfkhwr
- Гаранина Ж.Г., Русяйкина Н.С. Психологические особенности школьной тревожности подростков // Огарёв-Online. 2020. № 11 (148).
- Долеева Г.В. Уровень стрессоустойчивости и тревожности подростков, пострадавших от насилия // Молодой ученый. 2022. № 2(397). С. 178-180. URL: https://www.elibrary.ru/zhgdol
- Живодуева А.А. Анализ результатов эмпирического исследования динамики тревожности младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2021. № 42 (384). С. 153-159.
- Касымова Г.М., Кулымбаева К.А. Психокоррекция тревожности и самооценки личности младших школьников» // InterConf. 2020. Вып. 34.
- Лебедева Е.И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2020. №2. С. 347-359. URL: https://www.elibrary.ru/enjjcf
- Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. 2021. № 1(27). С. 65-75. URL: https://www.elibrary.ru/kdsycw
- Львова С.В. Психологическая работа с детьми и молодежью, направленная на преодоление их склонности к агрессии, экстремизму, терроризму и насилию // ЦИТИСЭ. 2024. № 2(40). С. 365-377. URL: https://www.elibrary.ru/kqrpxv
- Львова С.В. Психолого-педагогическая поддержка подростков «группы риска» // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 91-97. URL: https://www.elibrary.ru/yvolwj
- Наумова Я.В., Иванов В.С. Сравнительный анализ тревожности учащихся подросткового возраста на базе традиционной и платной систем образования // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 477-479. URL: https://www.elibrary.ru/yvolwj
- Павлова А.С. Психологическая помощь старшим подросткам с ОВЗ при переходе на средний уровень общего образования // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. — М.: Парадигма, 2016. — С. 249-255.
- Личностная тревожность и ее проявление в младшем подростковом возрасте // Педагогика: история, перспективы. 2021. № 1. С. 134-142. URL: https://elibrary.ru/wvsegp
- Старовойтов В.В. Тревога и способы ее преодоления // История философии. 2015. №1. С. 151-168. URL: https://elibrary.ru/vucbjv
- Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С. 80-85. URL: https://elibrary.ru/yrpxxh
- Шилова Т.А. Нарушения в поведении учащихся со школьной дезадаптацией // Психологические и биологические особенности нарушенного поведения: Материалы всероссийского научно-практического круглого стола с международным участием. – М.: Издательство Ритм, 2021. — С. 23-30. URL: https://elibrary.ru/himzwk
- Ширванова Ф.В., Каримова Д.Н. Особенности проявления школьной тревожности // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). С. 74-79. URL: https://elibrary.ru/yxuwhj
- Lowe P.A., Lee S.W., Witteborg K.M. The Test Anxiety Inventory for Children and Adolescents (TAICA): Examination of the psychometric properties of a new multidimensional measure of test anxiety among elementary and secondary school students // Journal of Psycho educational Assessment. 2008. Vol. 26 (3). P. 215-230. DOI:10.1177/0734282907303760
Библиографическая ссылка: Львова С.В. Школьная тревожность и страхи современных подростков // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 640-651.