Чеботарева И.В., Короткова С.В., Резник А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УСПЕШНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ
УДК 378
Чеботарева И.В.1 (Луганск, Россия) — irina_pedagogika@mail.ru; Короткова С.В.1 (Луганск, Россия) — pictor15@rambler.ru; Резник А.В.1 (Луганск, Россия) — anja.reznik@mail.ru
1Луганский государственный педагогический университет
Аннотация. Потребность общества в педагогах дошкольного образования, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях непрерывных изменений пространства детства, требований к личности воспитателя, его профессиональной компетентности с сохранением работоспособности и эффективности на протяжении всего трудового пути. Цель статьи – анализ педагогического опыта, полученного в Луганском государственном педагогическом университете по формированию духовно-нравственных основ ориентации будущих педагогов дошкольного образования на успешное достижение профессионального долголетия. Исследование построено на анализе современных трудов, в которых рассматриваются различные аспекты профессионального долголетия и подготовки будущего педагога к его успешному достижению, а также обобщении педагогического опыта авторов в решении обозначенной проблемы. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования направлена не только на овладение знаниями, умениями и навыками, но и на формирование духовно-нравственных основ овладения профессией, что способствует развитию у студентов способности справляться со стрессами, противостоять развитию синдрома эмоционального выгорания и следовать по пути достижения профессионального долголетия. Сделан вывод о том, что важным условием подготовки компетентного педагога дошкольного образования является формирование системы знаний, умений, способствующих развитию совладающего поведения, обеспечивающего продуктивную деятельность в стрессовых ситуациях и успешное достижение профессионального долголетия.
Ключевые слова: профессиональное долголетие, синдром эмоционального выгорания, будущие педагоги дошкольного образования, студенты, стресс, дистресс, образовательный процесс, клубная деятельность.
Список источников:
- Александрова М.Н. Синдром эмоционального выгорания как проявление профессиональной деформации // Сборник научных трудов «Научный вектор». 2021. Том 7. Выпуск 1. С. 150–153. URL: https://elibrary.ru/aloome
- Гуляева К.А. Мотивация преподавателя как залог мотивации ученика // Научный лидер. 2021. № 28 (30). C. 42–47. URL: https://www.elibrary.ru/dfeagn
- Ерина И.А., Передерий С.Н., Фанина Е.Н. Духовно-нравственное воспитание современной российской молодежи с помощью СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 383–385. URL: https://elibrary.ru/whodlv
- Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю., Передельская С.А. Профессиональное долголетие педагога: ценностно-смысловые аспекты: монография. — Волгоград: Сфера, 2020. — 243 с.
- Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю. Профессиональное долголетие педагога как результат его взаимодействия в системе «человек – образовательная среда» // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей / отв. ред. В.И. Панов. — Курск: Университетская книга, 2020. — С. 306–310. URL: https://www.elibrary.ru/oxoppr
- Иванов А.В. Особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания в России // ЦИТИСЭ. 2023. № 1. C. 16–27. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.02.
- Каравашкина Р.И., Гуро-Фролова Ю.Р., Федотова Е.М. Снижение последствий влияния синдрома эмоционального выгорания на результативность работы преподавателя вуза в целом // Экономика труда. 2022. № 9. С. 1453–1472. DOI: 10.18334/et.9.9.116207
- Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Жизнестойкость как значимый ресурс профессионального долголетия педагога // Сборник научный статей «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: ПИ РАО. 2022. С. 37–40. DOI: 10.24412/cl-36923-2022-1-37-40
- Костюнина Л.И., Быстрова О.Л., Постнов Ю.М. Профессиональное долголетие педагогов: психолого-педагогические аспекты рассмотрения проблемы // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024. № 19(3). С. 150–158.
- Никулина И.В. Профессиональное выгорание преподавателей вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Том 25. № 90. С. 32–37. DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-90-32-37.
- Резник А.В. Духовно-нравственное развитие будущих педагогов дошкольного образования средствами театральной педагогики (на примере использования воспитательного потенциала художественной литературы) // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12, № 5.
- Резник А.В. Обогащение содержания процесса духовно-нравственного развития будущих педагогов дошкольного образования классическим педагогическим наследием // ЦИТИСЭ. 2024. № 3. C. 142–152. URL: https://www.elibrary.ru/jubfyo
- Цупко А.Р., Абабков В.А., Исурина Г.Л. Невротические расстройства: сравнительный анализ Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем 10-го и 11-го пересмотра // Вестник психотерапии. 2022. №1(84). С. 100–107. DOI: 10.25016/2782-652X-2022-0-84-100-107
- Чеботарева И.В., Короткова С.В. Использование педагогического потенциала сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в процессе профессионального и духовнонравственного развития и становления будущих педагогов дошкольного образования // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2024. № 1(61). С. 7–15. DOI: 10.24412/2079-9152-2024-61-7-15
- Madigan D.J., Kim L.E. Does teacher burnout affect students? A systematic review of its association with academic achievement and student-reported outcomes // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 105 (2). DOI: 10.1016/j.ijer.2020.101714
Библиографическая ссылка: Чеботарева И. В., Короткова С. В., Резник А. В. Формирование духовно-нравственных основ ориентации будущих педагогов дошкольного образования на успешное достижение профессионального долголетия // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 524-535.