Резер Т.М., Попов П.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРАДДИКЦИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
УДК 378.1
Резер Т.М.1 (Екатеринбург, Россия) — t.m.rezer@urfu.ru; Попов П.М.1 (Екатеринбург, Россия) — abbadon3579@yandex.ru
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики кибераддиктивного поведения и разработки модели формирования готовности педагогов к профилактике кибераддикции в молодежной среде образовательной организации. Цель исследования: провести анализ российской и зарубежной практики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде, разработать и апробировать модель формирования готовности педагогов к профилактике кибераддикции в молодежной среде образовательной организации. Анализ отечественной и зарубежной практики в сфере профилактики кибераддикции в молодежной среде позволил проанализировать основные тенденции киберпревентивной деятельности в условиях образовательного процесса, обосновать необходимость разработки и апробации модели формирования готовности педагогов к профилактике кибераддикции в молодежной среде образовательной организации. Результаты: разработана и апробирована модель формирования готовности педагогов к профилактике кибераддикции в молодежной среде образовательной организации, представленная на концептуальном, педагогическом и методическом уровне, в рамках которых описаны теоретико-методологические подходы, основополагающие принципы, педагогические условия и критериально-оценочный материал. Результаты апробации указывают на качественные положительные сдвиги мотивационного, когнитивного, технологического, креативного и регулятивного критерия и как результат эффективность данной модели. Вывод – результаты реализации модели формирования готовности педагогов к профилактике кибераддикции в молодежной среде образовательной организации указывают на качественные изменения мотивационной, когнитивной и деятельностной компоненты готовности педагогических работников к профилактике кибераддикции и задают вектор развития и практического применения данной модели в системе образования.
Ключевые слова: кибераддикция, профилактика кибераддикции, молодежная среда, готовность, формирование готовности.
Список источников:
- Пфаненштиль И.А., Панарин В. И. Цифровое образовательное пространство и проблема «расчеловечивания» // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 10(2). С. 3656–3665. DOI: 10.15372/PEMW20200202
- Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. № 14(1). С. 40–49. DOI: 10.14529/ped220104
- Попов П.М., Резер Т.М. Профилактика технологической зависимости: отечественный опыт и зарубежные инициативы // Интеграция образования. 2023. № 27(4). С. 574–590. DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.574-590
- Throuvala M.A., Griffiths M. D., Rennoldson M. [et al.] School-based Prevention for Adolescent Internet Addiction: Prevention is the Key. A Systematic Literature Review Current // Neuropharmacology. 2019. Vol. 17, No. 6. P. 507–525. DOI: 10.1007/s11469-019-00213-y
- Kuss D.J., Kristensen A.M., Lopez-Fernandez O. Internet Addictions Outside of Europe: A Systematic Literature Review // Comput. Hum. Behav. 2021. Vol. 115(1). P.106621, DOI: 10.1016/j.chb.2020.106621
- Lopez-Fernandez O., Kuss D.J. Preventing Harmful Internet Use-Related Addiction Problems in Europe: A Literature Review and Policy Options // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(11). P. 3797. DOI: 10.3390/ijerph17113797
- Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. № 1(11). С. 27–54. DOI: 10.17759/sps.2020110103
- Южанин М.А. Интернет-зависимость как социально-психологическая проблема общества ХХI века // Путеводитель предпринимателя. 2021. № 14 (2). С. 225–239. DOI: https://doi.org/10.24182/2073-9885-2021-14-2-225-239
- Эверт Л.С., Терещенко С.Ю., Зайцева О.И. [и др.] Интернет-зависимость у подростков Центральной Сибири: анализ распространенности и структура потребляемого контента // Бюллетень сибирской медицины. 2020. № 19(4). С. 189–197. DOI: 10.20538/1682-0363-2020-4-189-197
- Айснер Л.Ю., Наумов О.Д. К вопросу о реализации целей государственной политики в сфере образования // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. 2021. № 2. С. 1–3. URL: https://elibrary.ru/lwelvx
- Алиева Э.Ф., Резапкина Г.В., Алексеева А.С. [и др.] Цифровая переподготовка. Обучение руководителей образовательных организаций // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 52–59. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-1-52-59
- Харисова И.Г. Разработка системы мониторинга оценки готовности педагогов к обеспечению социальной и психологической безопасности подростков // Современное педагогическое образование. 2022. № 12. С. 209–214. DOI: 10.17759/sps.2020110103
- Клячко Т.Л. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1(81). С. 26-40.
- Котлярова И.О. Метод моделирования в педагогических исследованиях: история развития и современное состояние // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. № 1. С. 6–20. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2019.9
- Писаренко В.И. Моделирование в современной педагогике // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 146–154. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2019.9
- // Вестник Мининского университета. 2020. № 2. С. 1–19. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-1
- Метод моделирования в педагогических исследованиях // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2020. № 6. С. 31–39. URL: https://elibrary.ru/vpgarm
- Дудаев Г.С-Х., Формирование культуры доверительного отношения к гражданам в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров государственного и муниципального управления // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(4). С. 106–109. URL: https://elibrary.ru/unhgci
- Беликов В.А., Романов П.Ю., Токмазов Г.В. Методология и логика определения педагогических условий решения проблем образования личности // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 139–147. URL: https://elibrary.ru/ynalth
- Барабас А.А. Организационно-педагогические условия развития готовности учителей общеобразовательных организаций к проектированию внутренней системы оценки качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. С. 191–194. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00079
Библиографическая ссылка: Попов П.М., Резер Т.М. Формирование готовности педагогов к профилактике кибераддикции в молодежной среде // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 609-622.