Жукова М.А.
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
УДК 37.01
Жукова М.А.1 (Йошкар-Ола, Россия) — chebzhukova@mail.ru
1Марийский государственный университет
Аннотация. Социально-правовая компетентность — это гибкое и многогранное качество личности, которое позволяет человеку активно участвовать в социальной и правовой жизни общества. Она даёт возможность реализовывать свои права и обязанности, а также регулировать своё поведение в соответствии с социальными и правовыми нормами. Это помогает успешно решать актуальные задачи в этой сфере. В современном обществе, где социально-правовые институты постоянно развиваются, формирование такой компетентности у подростков становится важной задачей для специалистов. Необходимо учитывать основные проблемы, которые могут возникнуть в процессе формирования социально-правовой компетентности. Социально-правовая компетенция формируется на основе опыта и деятельности самих старшеклассников. С этой целью нужно создавать условия для проявления обучающимися старших классов социальной и правовой активности, так как приобретение компетенций напрямую связано с педагогическими новшествами в содержании, формах и технологиях воспитания и обучения. Социально-правовая компетентность как один из аспектов социально-правовой культуры, показывает готовность и способность индивида к правомерному поведению, к решению социально-правовых задач. Социально-правовая культура, значительно влияющая на правомерное поведение, формирует у старшеклассников знания, убеждения, ценности и установки, которые определяют их отношение к праву и его роли в обществе. В статье раскрываются сущностно-содержательные аспекты понятия «социально-правовая компетентность» и предложены методы ее формирования у обучающихся. Автор акцентирует внимание на функционально-содержательной связи социально-правовой компетентности и социально-правовой культуры личности и обосновывает влияние социально-правовой культуры на правомерное поведение старшеклассников.
Ключевые слова: социально-правовая компетентность, методы социально-правовой компетентности, правовой мониторинг и его критерии, оценка регулирующего воздействия, социально-правовая культура, правомерное поведение.
Список источников:
- Бочарова В.Г. Социальная педагогика — научный компонент эффективной государственной политики России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2015. № 6. С. 3-1. URL: https://www.elibrary.ru/tlxsmg
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., — М.: Логос, 2000. — 384 с. ISBN 5-88439-097-1
- Иванова Ю.В. Развитие исследований социальной компетентности в период модернизации образования / Ю.В. Иванова // Актуальные проблемы образования и воспитания: международный опыт и перспективы сотрудничества: Сборник научных статей. — М.: 2019. — 50 с.
- Калинина Н.В., Некрасова А.С. Анализ структурных компонентов социальной идентичности молодежи // Научное мнение. 2024. № 5. С. 85-89. URL: https://www.elibrary.ru/kacyzb
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: специальность 19.00.05 Социальная психология (психологические науки) диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е.В. Коблянская. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 1995. — 210 с.
- Куницына В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. Межличностное общение // Вопросы прикладной лингвистики. 2016. № 6. С. 21.
- Лукьянова М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя. — М.: Академия, 2012. — С. 240–242.
- Петрова Т.Н. и др. Формирование правовой культуры студентов в условиях образовательной среды высшей школы // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т.16, № 2 (46). С. 204-213. URL: https://www.elibrary.ru/ljvrkq
- Поливанова К.Н., Спасская В.В., Хасан Б.И. Концепция структуры и содержания правового образования в школе // Сибирский учитель. 2003. № 26. С.17–21.
- Попов Д.Е. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Аналитика культурологии». 2010. № 17. С. 246-248. URL: https://www.elibrary.ru/qzbhjl
- Рожков М.И. Cоциальные пробы как средство формирования социальной ответственности школьников // Журнал педагогических исследований. 2018. Т. 3, № 2. С. 12-19. URL: https://www.elibrary.ru/xpiihr
- Фахрутдинова А.В. Гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже ХХ – ХХI веков: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Казань; Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, 2012. — 484 с.
- Хуторской А.В. Ценности и цели в педагогических исследованиях и образовании // Эйдос. 2022. № 4. С. 13. URL: https://www.elibrary.ru/marfer
- Belentsov S., Fakhrutdinova A.V., Kuznetsova A.A. The Military Training of Students in Germany in the Early XX century // Bylye Gody. 2016. Vol. 42(4). P. 1315–1320. URL: https://www.elibrary.ru/xbddtp
- Kissin M. Standards for Determination of Competence // Journal of the American Academy of Psychiatry and the Law. 2007. Vol. 35 (3). P. 386-388. URL: https://jaapl.org/content/35/3/386
- Maclellan E. What is a competent ‘competence standard’? Tensions between the construct and assessment as a tool for learning // Quality Assurance in Education. 2007. Vol. 15 (4). P. 437-448. DOI: 10.1108/09684880710829992
Библиографическая ссылка: Жукова М.А. Социально-правовая компетентность старшеклассников: сущностно-содержательный аспект // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 562-568.