ISSN 2409-7616

Вагаева О.А., Ликсина Е.В., Галимуллина Н.М.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

УДК 377.112.4

Вагаева О.А.1 (Пенза, Россия) — yurmashevj@inbox.ru; Ликсина Е.В.1 (Пенза, Россия) — lev330@yandex.ru; Галимуллина Н.М.2 (Казань, Россия) — nadiyagalimullina@yandex.ru

1Пензенский государственный технологический университет

2Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ

Аннотация. Использование цифровых технологий в образовательном процессе, в том числе высшей школы, является необходимым условием ее дальнейшего эффективного развития на благо общества и государства. В этой связи сегодня все более актуальными становятся вопросы внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сферы деятельности человека, в том числе образование. В 2023 году произошел прорыв в области искусственного интеллекта, когда в свободном доступе появилась первая генеративная языковая модель. Возникла необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в части, касающейся взаимодействия студентов с искусственным интеллектом. Это обусловлено необдуманным использованием нейросети при выполнении разного рода учебных заданий, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, и создает проблему для преподавателей в плане отсутствия четких критериев их оценки. В течение последних двух лет при проверке работ ответственные сотрудники университета столкнулись с проблемой использования студентами при написании своей работы сгенерированного текста. Целью статьи является описание проблем и перспектив использования технологий искусственного интеллекта в процессе написания выпускных квалификационных работ. Для изучения этого вопроса нами было проведено исследование. Опрос показал, что услугами искусственного интеллекта при подготовке выпускной работы воспользовались более 50 процентов респондентов. Считаем, что обойти применение технологий искусственного интеллекта в сложившейся ситуации практически невозможно. Обучающиеся могут использовать инструменты на основе искусственного интеллекта для подбора литературы по исследуемой проблеме, оформления библиографического списка, проведения предварительного рецензирования и выявления недочетов в работе, а не просто генерировать готовые фрагменты текста. Необходимо на уровне образовательной организации принять нормативно-правовое решение, которое позволит урегулировать требования к использованию сгенерированного текста и к процессу проверки выпускных квалификационных работ на оригинальность. Следует выработать педагогические и технические приемы, которые будут способствовать решению этой проблемы.

Ключевые слова: образование, высшее профессиональное образование, выпускная квалификационная работа, искусственный интеллект, нейросеть, качество образования, уникальность текста.

Список источников:

  1. Кащук С.М. Искусственный интеллект в образовании: чего опасаться, что использовать? // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 8(124). С. 44-49. DOI: 10.24158/spp.2024.8.5
  2. Куцый О.Я., Цибизова Т.Ю., Куцая А.Ю. Методы обхода проверки выпускных квалификационных работ на объем заимствованного текста и способы их выявления. Вставка больших объемов стороннего текста. Часть 1. // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 2. C. 48-52. URL: https://www.elibrary.ru/drtiog
  3. Куцый О.Я., Цибизова Т.Ю., Куцая А.Ю. Методы обхода проверки выпускных квалификационных работ на объем заимствованного текста и способы их выявления. Вставка больших объемов стороннего текста. Часть 2. // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 7. С. 51-56. URL: https://www.elibrary.ru/fmmpfl
  4. Дитковская И.Э. Технологии искусственного интеллекта в персонализированном образовании в контексте философии личностного образования // Universum: общественные науки. 2024. № 3(106). С. 32-34. URL: https://www.elibrary.ru/pipvsx
  5. Лукащук В.И. Использование ChatGPT: новый вызов для системы образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 10. С. 81-86. URL: https://www.elibrary.ru/ihhydq
  6. Малиничев Д.М., Арпентьева М.Р. Нейроцифровые технологии и искусственный интеллект в современном образовании: от аугментации к управлению человеком // Вестник РМАТ. 2023. № 3. С. 17-25. URL: https://www.elibrary.ru/cwdzdc
  7. Уколов В.Ф., Трофименко О.В. Управление искусственным интеллектом в сфере высшего образования в целях повышения качества знаний и снижения рисков обучения // Вестник университета. 2023. № 5. С. 21-26. URL: https://www.elibrary.ru/ndnohp
  8. Суханова Н П. Фокус на критическое мышление в экономическом вузе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2025. № 2. С. 54-59. URL: https://www.elibrary.ru/qgwnsk  
  9. Лебедева М.Б. Искусственный интеллект в образовании: быть или не быть? // Методист. 2024. № 9. С. 3-6. URL: https://www.elibrary.ru/cgrzep  
  10. Костина Л.М., Писаренко И.А. Представление об искусственном интеллекте у родителей учащихся основной и средней школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2024. Т. 13, № 3(48). С. 83-86. URL: https://www.elibrary.ru/ndixvj
  11. Термечикова А.М. Билим берүүдөгү жасалма интеллект: заманбап окутуунун перспективалары // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2024. № 3-2(62). С. 198-203. URL: https://www.elibrary.ru/vlblch
  12. Zhunussov Ye.M. The role of Artificial Intelligence in modern education: advantages, challenges and pathways to success // Вulletin of the M. Kozybayev NKU, 2024, no. 2(62), 180-188. DOI: 10.54596/2958-0048-2024-2-180-188
  13. Жусупбек, К.Ж. Жасалма интеллектти билим берүүдө колдонуу // Вестник Жалал-Абадского государственного университета. 2022. №. 4(53). С. 85-90. URL: https://www.elibrary.ru/otlmed
  14. Samsonova P.I. The role of artificial Intelligence in university education // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2024. № 2(46). С. 147-149. URL: https://www.elibrary.ru/rwgbor
  15. Вагаева О.А., Ликсина Е.В. Социальный портрет студента провинциального вуза (на материалах Пензенской области) // AlmaMater (Вестник высшей школы). 2023. № 10.  С. 30-36. URL: https://www.elibrary.ru/yckugb
  16. Ефремкина И.Н., Плешакова К.А. Исследование особенностей поиска студентами информации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 39. С. 107-110. URL: https://www.elibrary.ru/sdurpz
  17. Pratiwi W., Arifin A.H., Sultan Z. [et al.] The domino effect of artificial intelligence on students’ scientific writing quality // Multidisciplinary Reviews.2023.No.7.DOI: 2024034.10.31893/multirev.2024036
  18. Tan M., Maravilla N. Shaping integrity: why generative artificial intelligence does not have to undermine education // Frontiers in Artificial Intelligence. 2024. Vol. 7, 1471224. DOI: 10.3389/frai.2024.1471224
  19. Mohammadkarimi E. Teachers’ reflections on academic dishonesty in EFL students’ writings in the era of artificial intelligence //Journal of Applied Learning and Teaching. 2023. Vol. 6. DOI: 10.37074/jalt.2023.6.2.10
  20. Padillah R. Ghostwriting: a reflection of academic dishonesty in the artificial intelligence era // Journal of public health. 2023. Vol. 46. DOI: 10.1093/pubmed/fdad169
  21. Wang X. Artificial intelligence as a factor in the modernization of Chinese higher education // Proceeedings of BSTU. History, Philosophy. 2024. No. 1, Issue 281, P. 155-163. DOI: 10.52065/2520-6885-2024-281-29
  22. Ганчев Г. Т. Роль искусственного интеллекта как фактора повышения качества высшего образования // Education. Quality Assurance. 2019. №. 4(17). С. 38-41. URL:  https://www.elibrary.ru/qenkrs
  23. Huang J., Tan, M. The role of ChatGPT in scientific communication: writing better scientific review articles // American Journal of Cancer Research. 2023. No. 13. P.1148–1154.
  24. Milton C., Lokesh V., Thiruvengadam G. Examining the impact of AI-powered writing tools on independent writing skills of health science graduates // Advanced Education. 2024. Vol. 12. P. 143-161.
  25. Nugroho R., Trisusana A. Students’ challenges and solutions of using AI-based tools for academic writing // Pubmedia Jurnal Pendidikan Bahasa Inggris. 2025. No. 2. DOI:10.47134/jpbi.v2i2.1435
  26. Song C., Song Y. Enhancing academic writing skills and motivation: assessing the efficacy of ChatGPT in AI-assisted language learning for EFL students // Frontiers in Psychology, 2023, no. 14, 1260843. DOI:10.3389/fpsyg.2023.1260843
  27. Utami S.P.T. [et al.] Utilization of artificial intelligence technology in anacademic writing class: How do Indonesian students perceive? // Contemporary Educational Technology. 2023. Vol. 15, No. 4.  ep450. DOI:10.30935/cedtech/13419
  28. Rasul T., Nair S., Kalendra D.  [et al.] The Role of ChatGPT in Higher Education: Benefits, Challenges, and Future Research Directions // Journal of Applied Learning & Teaching. 2023. Vol. 6. DOI:10.37074/jalt.2023.6.1.29
  29. Шитов С.Б. Цифровизация и искусственный интеллект в высшем образовании (социально-философский взгляд) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 10. С. 75-80. URL: https://www.elibrary.ru/drehef

Библиографическая ссылка: Вагаева О.А., Ликсина Е.В., Галимуллина Н.М. Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в процессе написания выпускных квалификационных работ// ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 623-639.