ISSN 2409-7616

У Цзе

О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ВОКАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ И РОССИИ: ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ

У Цзе.1 (Белгород, Россия) — 576911597@qq.com

Белгородский государственной институт искусств и культуры

Аннотация. Развитие любой цивилизации сопровождается развитием развлекательной сферы человеческого бытия, неотъемлемой частью которой является музыкальное искусство в целом и музыкально-театральное искусство в частности. За многие века исполнительское мастерство прошло большой путь. Благодаря этому сформировалась уникальная национальная вокальная школа с неповторимым звучанием голосов и своеобразным стилем исполнения, который не спутаешь ни с каким другим направлением. Эта школа стала отражением богатой музыкальной культуры народа. Вокальная школа также представляет собой комплекс технических навыков и методов, которые позволяют достичь высокого уровня мастерства в исполнении. Многовековая традиция вокального искусства в России и Китае демонстрирует яркий путь становления этого вида исполнительства как отдельного в музыкальной деятельности.  Китай, как и Россия осознает сегодня важность повышения уровня образования для национальной экономики и ее развития. С конца прошлого века — времени бурного развития китайского музыкального образования — все больше китайской молодежи изъявляет желание осваивать   вокал на профессиональном уровне. По всей стране растет число студентов-вокалистов: за последние 10 лет оно увеличилось почти вдвое. С одной стороны, это радостная картина для общества в целом, с другой, это вызывает необходимость увеличения числа профессиональных педагогических кадров в музыкальном образовании. Но Китай уверенно интегрируется в международное вокально-музыкальное искусство. При этом в этой области образования на разных уровнях – от школьного до правительственного — предпринимаются меры по сохранению самобытности вокального и исполнительского искусства Китая, народных ценностей и традиций.

Ключевые слова: система образования Китая, музыкальное вокальное образование, методы преподавания вокала, традиции вокально-музыкальной культуры, гармоничное сотрудничество образовательных систем, бельканто.

Список источников:

  1. Агин М.C. Развитие вокальной техники // Голос и речь. 2010. № 2. C. 29–З7. URL: https://elibrary.ru/nxbreb
  2. Бедринец С.Б. Особенности освоения китайскими студентами исполнительского стиля belcanto // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества. Материалы VII международной научно-практической конференции. Выпуск 7. — Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2017, — С. 454-458. URL: https://elibrary.ru/youqev  
  3. Ван Ся, Лю Сюаньюй. Исследование практического пути идейно-политического воспитания на курсах преподавания вокальной музыки в колледжах и университетах с использованием древней поэзии и песен в качестве носителя // Журнал Цанчжоуского педагогического университета, 2022. № 38(2). С. 127-132.
  4. Ван Яньсун, Бай Мэн. Расширение навыков учителей музыки в пятиборье и анализ их образовательных концепций [J] // Симфония. Журнал Сианьской консерватории. 2011. № 30(3). C. 124-130.
  5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. — М.: Музыка, 2000. — 366 с.
  6. Ду Сы Вэй. Влияние европейских традиций на развитие вокальной школы в Китае // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 2. С. 232–234. URL: https://www.elibrary.ru/kuxbov
  7. Ду Хуэцю, Овсянкина Г.П. Классификация учебных заведений по подготовки волкалдистов в современном Китае // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2019. №4(194). С. 208-215.  URL: https://www.elibrary.ru/cwlbsh
  8. Ламперти Ф. Искусство пения (L’arte del canto) по классическим преданиям: технические правила и советы ученикам и артистам: учеб. пособие / Франческо Ламперти. – 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2009. — 192 с.
  9. Ли Исюань. Размышления и ссылки на концепцию российского музыкального образования // Мир музыки. 2018. № 6.
  10. Люй Цзяин. Новая вокальная практика Китая в ХХ–ХХI столетиях и ее эстетические основания // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 3 (61). С. 55-60. URL: https://www.elibrary.ru/goqxsx
  11. Люй Цзяин. Концепции пения основоположников современной китайской вокальной школы Шэнь Сяна—Цзинь Телиня // Университетский научный журнал. 2023. № 73. С. 103-112. URL: https://www.elibrary.ru/xsgkqr
  12. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. — М.: Академия, 2012. — 102 с.
  13. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «серебряного века». — М.: ВЛАДОС, 2012. — 169 с.
  14. Рудин Л.Б. O некоторых вопросах этики и деонтологии в фониатрической и педагогической практике / Л. Б. Рудин // Первый международный междисциплинарный конгресс «Голос»: сб. научных трудов / отв. ред. Л. Б. Рудин. – М.: ЦИТП, 2007. — С. 2З0-2З3.
  15. Сорокин В.Ф. Трактат «Рассуждение о пении» / В. Ф. Сорокин //  Историко-филологические исследования: сб. статей / гл. ред. М. Б. Храпченко.- М.: Наука, 1967. — С. 487–492.
  16. Хисамутдинов А.А. С любовью к искусству: Русские артисты в Китае (Материалы к словарю). — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2017. — 64 с
  17. Цай Чанг. Распространение и влияние российской системы музыкального образования в Китае // Голос Хуанхэ. 2017. № 15.

Библиографическая ссылка: У Цзе. О подготовке педагогов-вокалистов в профессиональном музыкальном образовании Китая и России: характерные особенности систем преподавания // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 687-695.