ISSN 2409-7616

Жилина Л.В., Апанасюк Л.А.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА-МЕЖДУНАРОДНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

УДК 37.016:811

Жилина Л.В.1 (Москва, Россия) — lilyazhilina@gmail.com; Апанасюк Л.А.2 (Москва, Россия) — apanasyuk-L@yandex.ru

1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

2Российский государственный социальный университет

Аннотация.  Исходя из того, что иностранные языки стали инструментом коммуникации представителей различных этнокультур, языковая подготовка в неязыковых вузах стала неотъемлемой частью современного профессионального образования. Сегодня все более востребованы выпускники вузов с серьезной профессиональной подготовкой, творческие и мотивированные личности, умеющие эффективно работать в команде и активно слышать коллег, ориентироваться на самообразование и непрерывное повышение квалификации и принимать ответственные решения. Чтобы добиться этого результата в системе высшего образования России, нужно улучшить качество преподавания иностранных языков и искать новые методы их изучения. Это особенно важно в тех вузах, где иностранный язык не является профильным предметом. В рамках обновленных современных требований к повышению качества профессиональной подготовки выпускника вуза стоит задача формирования многофункционального умения творчески решать нестандартные задачи, развития технологической грамотности, формирования умений лидерства и управления людьми, вести переговоры и находить компромиссы, развивать эмоциональный интеллект и когнитивную гибкость. Благодаря разнообразным методам работы студенты смогут овладеть необходимым минимумом знаний для эффективного общения. Возможно ли решить эти задачи личности, не обладающей коммуникативной культурой?  Скорее всего, нет, учитывая, что коммуникативная культура является частью культуры человека вообще, и признаком культуры общения специалиста в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:  культура общения, коммуникативная культура, образовательное пространство неязыкового вуза, иноязычная подготовка, учебная деятельность, иностранные языки в вузе.

Список источников:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. — 187 с.
  2. Воленко О.И., Жилина Л.В. Некоторые  аспекты профессиональной подготовки  специалиста-международника: личностно-ориентированный подход // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 32 (70).  С. 227-229. URL: https://www.elibrary.ru/xunepz
  3. Воевода Е.В., Жилина Л.В. Некоторые аспекты иноязычной подготовки специалистов в отечественном профессиональном образовании: история и современность // Среднее профессиональное образование. 2015. № 12. С. 58-60. URL: https://www.elibrary.ru/vmhmnj
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2005.  — 352 с.
  5. Бакалаврская программа «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» НИУ ВШЭ. — М.: НИУ ВШЭ, 2024.
  6. Мардахаев Л.В. Деонтология профессиональной деятельности специалиста социальной сферы: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л.В. Мардахаев, А.М, Егорычев, Я.В. Шимановская; под редакцией Л.В. Мардахаева. — М.: Перспектива, 2020. — 228 с. ISBN 978-5-406-07052-9
  7. Апанасюк Л.А., Юрьева Е.А., Квитковская А.А.. О современных требованиях к качеству профессиональной подготовки выпускника вуза // ЦИТИСЭ. 2023. № 4 (38). С. 292- 300. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.27
  8. Hall E.T. Understanding Cultural differences, Germans, French and Americans. – Yarmouth: Intercultural press, 1990. – 208 p.
  9. Сергеева З.С. Роль иностранного языка при обучении в техническом вузе // В мире научных открытий. 2015. № 11-2 (71).  С. 861-870. URL: https://www.elibrary.ru/vdrrlf
  10. Сороковых Г.В., Кутепова О.С. Вызовы XXI века: неформальное иноязычное образование и стратегии его реализации // Язык и культура. 2018. № 3. С. 214-225. URL: https://www.elibrary.ru/xzovox
  11. Нефедова М.А. Современные подходы к обучению иностранному языку // Ученые записки Курского государственного университета. Электронный журнал. 2023. №2 (66). С. 137-142. URL: https://www.elibrary.ru/itmsds
  12. Сиваков М.А. Модель формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе языковой подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 10. С. 200-213. URL: https://elibrary.ru/aadhns
  13. Марянина Л.А., Томарева И.Г. О преемственности целей обучения иностранному языку в вузе // Казанская наука. 2024. № 2. С. 48-50. URL:  https://elibrary.ru/egdhsm
  14. Шакурова Е.С., Старчикова И.Ю. Инновационные методы и технологии при обучении языкам // Инновации в образовании. 2023. № 2. С. 45-56. URL: https://elibrary.ru/ibzufd
  15. Маковецкая Е.Н. Теоретические аспекты исследования профессиональной идентичности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 4-2 (110). С. 126-129. URL: https://elibrary.ru/zsmroz

Библиографическая ссылка: Жилина Л.В., Апанасюк Л.А. Обеспечение формирования коммуникативной культуры специалиста-международника в образовательном  пространстве неязыкового вуза // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 696-707.