ISSN 2409-7616

Ибрагимова З.Ф., Иноземцева Д.Н., Литвинова С.А., Саттарова Г.А., Сулейманова А.Б.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

УДК 372.891

Ибрагимова З.Ф.1 (Уфа, Россия) — zilyaf2013@yandex.ru; Иноземцева Д.Н.1 (Уфа, Россия) — darina21.01@mail.ru; Литвинова С.А.1 (Уфа, Россия) — ivanovasva@mail.ru; Саттарова Г.А.1 (Уфа, Россия) — satt-gu@rambler.ru; Сулейманова А.Б.1 (Уфа, Россия) — aigul76-22@mail.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация.  В последние десятилетия в образовательной практике наблюдается необходимость подготовки учителей к новым условиям обучения и воспитания, что связано с внедрением современных педагогических подходов и технологий. Современное общество требует формирования у школьников не только знаний, но и ценностного отношения к окружающей среде. Важной задачей учителей становится организация самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию их творческого мышления и познавательного интереса. В статье рассматривается методика изучения сельского хозяйства на уроках географии через практические работы, что помогает привлечь внимание учеников к теме «Агропромышленный комплекс». Учителя должны акцентировать внимание на различиях между сельским хозяйством и промышленностью, а также на значении мелиорации и интенсификации. Учащиеся изучают географию основных отраслей сельского хозяйства, включая растениеводство и животноводство, и осваивают понятия о специализации и интенсивности производства. Работа с картами и таблицами помогает систематизировать знания и установить связи между различными аспектами сельского хозяйства. Важно, чтобы учащиеся понимали, что мелиорация и техническое оснащение являются ключевыми факторами в развитии сельского хозяйства. Уроки географии включают изучение условий размещения сельскохозяйственных культур с помощью карт почвенно-растительных зон. Учитель акцентирует внимание на значении кормовой базы в животноводстве и его специализации. Учащиеся определяют районы размещения отраслей, изучая взаимосвязи между природными условиями и экономическими факторами. Организация самостоятельной практической работы на уроках географии способствует не только углублению знаний, но и развитию активной жизненной позиции школьников.

Ключевые слова: методика изучения, уроки географии, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, самостоятельная работа.

Список источников:     

  1. Адельмурзина И.Ф., Литвинова С.А., Николаева Н.В. [и др.] Использование историографического анализа работ по природопользованию при изучении географии Республики Башкортостан // ЦИТИСЭ. 2020. № 2(24). С. 205-216. DOI: 10.15350/2409-7616.2020.2.19
  2. Аникина М.Л., Галиев К.М., Даутова Т.А. Роль и место социально-экономической географии в формировании личности современного школьника // ЦИТИСЭ. 2021. № 4. С.349-359. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.4.33
  3. Ахунов А.Р., Хамидуллин Р.А., Адельмурзина И.Ф. [и др.] Роль географического краеведения во внеучебной работе со школьниками (на примере изучения болот Республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ. 2023. № 4. C. 323-331. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.30
  4. Бигильдина Э.Р., Бакиева Э.В., Султанова Р.М. [и др.] Особенности современных учебников географии и возможности их использования в школах России // ЦИТИСЭ. 2022.  № 3(33). С. 422-433. DOI: h10.15350/2409-7616.2022.3.37  
  5. Валеев Р.Р., Залилова З.А., Зиазетдинова А.Р. [и др.]  Развитие сельского хозяйства в Республике Башкортостан // Глобальный научный потенциал. 2024. № 4-1 (157). С. 167-169. URL: https://www.elibrary.ru/hpqphf
  6. Елдашева Г.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе // Вестник науки и образования. 2019. № 11-4(65). С. 54-56. URL: https://www.elibrary.ru/oqvqoo
  7. Золотова О.А. Место региональной географии в формировании системы знаний об ООПТ // География и экология в школе XXI века. 2020. № 1. С. 45-48. URL: https://www.elibrary.ru/bpkqsm
  8. Зубова Т.А. Особенности экономики сельского хозяйства России // Евразийский научный журнал. 2017. № 4. С. 346-348. URL: https://www.elibrary.ru/whjciu
  9. Петрова Н.Н. География в школе: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. №3. С. 30-37. URL: https://www.elibrary.ru/enurhc
  10. Саттарова Г.А., Хамадеева З.А., Ибрагимова З.Ф. Территориальные особенности демографического развития сельской местности в республике Башкортостан // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-2(103). С. 46-55. DOI: 10.23670/IRJ.2021.103.1.033
  11. Саттарова Г.А., Хизбуллина Р.З., Бакиева Э.В. Географические ошибки: их виды, причины, пути и способы устранения // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 2(92). С.62-73. URL: https://www.elibrary.ru/zlxmpq
  12. Шарыгин М.Д. Современные проблемы экономической и социальной географии: учебное пособие / М.Д. Шарыгин. – Пермь: Перм. ун-т, 2008. — 427 с.
  13. Шевченко В.А., Кирейчева Л.В. Научное обоснование мелиорации для устойчивого развития сельского хозяйства России // Мелиорация и водное хозяйство. 2024. № 4. С. 43-46. URL: https://www.elibrary.ru/egmlww
  14. Шевченко И.А., Скворцова А.А., Соловьева К.А. Опыт организации и использования проблемного обучения учащихся в курсе географии России // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 61. DOI: 10.17513/spno.30037
  15. Эфендиева Ш.Т., Гаджиева З.М., Акавова Г.К. Формирование практических умений и навыков учащихся в процессе обучения географии в школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16, № 3. С. 100-104. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-100-104

Библиографическая ссылка: Ибрагимова З.Ф., Иноземцева Д.Н., Литвинова С.А., Саттарова Г.А., Сулейманова А.Б. Методика изучения сельского хозяйства на уроках географии // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 136-146.