ISSN 2409-7616

Иванушкина Н.В.

МЕДИЙНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МЕДИЙНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

УДК 378.147

Иванушкина Н.В.1 (Самара, Россия) — inw38641@mail.ru

1Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые аспекты, определяющие актуальность темы, связанной с трансформацией парадигмы социальной коммуникации и необходимостью поиска инновационных подходов к формированию готовности студентов высших учебных заведений к профессиональной деятельности. В современных социально-экономических условиях участники образовательных отношений сталкиваются с необходимостью удовлетворить новые информационные потребности в образовании. Это требует внедрения инновационного подхода в процесс профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений. В статье определяется цель медийно-ориентированного подхода как инновационного, представляя его методологическим компонентом медийно-ориентированной образовательной парадигмы. Автором выстроена иерархия педагогических ценностей, формулируя ведущую идею исследования. Она была представлена как теоретическое основание в определении стратегических путей преобразования и построения новой системы профессиональной подготовки студентов вуза. В представленной статье приведена структура медийно-ориентированного подхода как методологического компонента медийно-ориентированной образовательной парадигмы. Описана совокупность системообразующих принципов подхода, методов, направленных на решение проблемы трансформации и модернизации профессиональной подготовки студентов вуза. Сформулирован образовательный результат. Автором выстроена логика определения содержания медийно-ориентированного подхода к формированию готовности студентов вуза к профессиональной деятельности. Описана его сущность и функция через медиаресурсы и типы условий в виде их таксономии (условия-предпосылка, (целесообразность), условия-обстановка (целенаправленность), условия-требования (целедостижение)), которые проявились через доминирующее условие реализации структурно-функциональной модели – медийно-образовательную коммуникацию. Представлены инновационные средства его реализации на всех этапах развития. В статье выявлены стратегия, тактика и технология инновационного подхода. Автором формулируется вывод о том, медийно-ориентированный подход представляет собой методологический компонент медийно-ориентированной образовательной парадигмы, и описываются перспективы его реализации.

Ключевые слова: инновационный подход, медиаинструменты, медийно-ориентированная образовательная парадигма, медийно-ориентированный подход, парадигма, педагогические ценности, подход, профессиональная подготовка, цифровое образование, цифровая трансформация.

Список источников:

  1. Нехайчук Д.В., Зенцова О.С., Шевчук А.С. Новые платформы цифрового образовательного контента: практика и опыт высшей школы // Вестник алтайской академии экономики и права. 2024. № 3-3. С. 428-435. DOI: 10.17513/vaael.3366
  2. Торгашина С.Н., Чеснокова О.Г., Журбенко М.Д. Возможности использования нейросетей в образовательном процессе в области архитектурно-строительного проектирования и творческих концепций на основе искусственного интеллекта // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2024. № 3(96). С. 292-300.
  3. Веснинова Е.Н. Педагогическое прогнозирование развития профессионального образования: теоретический аспект проблемы // Среднее профессиональное образование. 2024. № 7(347). С. 38-40. URL: https://elibrary.ru/ghetnt  
  4. Глузман Н.А. Цифровая трансформация общества как концептуальная основа профессиональной подготовки будущих преподавателей // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2(105). С. 307-309. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-307-309
  5. Гончарук Н.П. Персональная образовательная среда как средство интеграции формального, неформального и информального образования // Управление устойчивым развитием. 2024. № 2(51). С. 97-103. DOI: 10.55421/2499992X_2024_2_97
  6. Евсеев В.В. Экосистемный подход в организации образовательной среды вуза // Системный анализ в проектировании и управлении. 2024. Т. XXVII. № 1. С. 276-282. DOI: 10.18720/SPBPU/2/id24-50
  7. Карцан И.Н. Электронные открытые системы в модели сетевого образования // Информатика. Экономика. Управление. 2024. Т. 3, № 3. С. 301-313. DOI: 10.47813/2782-5280-2024-3-3-0301-0313
  8. Слесаренко Н.В., Ласеева Е.А. Сущность и этапы проектирования информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 111-2. С. 18-21. DOI: 10.18411/trnio-07-2024-61
  9. Сладкова О.Б. Информационные ресурсы в условиях организации дистанционного формата обучения в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2(118). С. 130-135. DOI: 10.24412/1997-0803-2024-2118-130-135
  10. Тарануха С.Н., Савельева М.Н. Трансформации электронной информационно-образовательной среды университета в клиентоориентированную цифровую экосистему // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 228-237. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-228-237
  11. Белецкая И.А. Концептуальные и методологические основы развития ценностных ориентаций педагога как личности // Вестник педагогических наук. 2024. № 5. С. 25-31. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-5-25-31
  12. Демидова И.А. Характеристика ценностных ориентаций в современных педагогических исследованиях // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. № 4(289). С. 10-14. DOI: 10.47438/2309-7078_2020_4_10
  13. Серегина Е.С. Аксиологические проблемы образования в современной науке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, № 2. С. 172-175. DOI: 10.18500/1819-7671-2024-24-2-172-175
  14. Арыпбекова К.Б. Возникновение концепции информационного общества: философский анализ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 7-1 (94). DOI: 10.24412/2500-1000-2024-7-1-75-82
  15. Бим-Бад Б.М. Философия как основа и главное содержание образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2010. № 1(17). С. 37-45. URL: https://www.elibrary.ru/kpkerr
  16. Старникова В.Г. Философско-методологический анализ феномена и «Образование» // Омский научный вестник. 2010. № 1 (85). С. 87-90. URL: https://www.elibrary.ru/ojbrzx
  17. Шаткин М. А. Проблема ценности в цифровом обществе роевого интеллекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2024. Т. 24, вып. 3. С. 300–304. DOI:  10.18500/1819-7671-2024-24-3-300-304
  18. Сабанина Н.Р. Синтез знания как ценность науки // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. № 2. С. 192-204. DOI: 10.17072/2078-7898/2024-2-192-204
  19. Грязнов С.А., Николаева И.В. Поколение Z: связь между ценностями и новыми медиа // Тенденции развития науки и образования. 2024. №111-1. С. 70-72. DOI: 10.18411/trnio-07-2024-20
  20. Сидоров В.А. Медийное взаимодействие как область соприкосновения ценностей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 5. С. 57-64. URL: https://www.elibrary.ru/vbhliv
  21. Лисин Б.К. Инновационная культура // Инновации. 2008. № 10. С. 49-53. URL: https://www.elibrary.ru/kxyebr
  22. Иванушкина Н.В., Левченко В.В. Медийно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов вуза: концептуальное обоснование // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. 2024. № 2 (137). С. 142-149. DOI: 10.20323/1813-145X-2024-2-137-142
  23. Иванушкина Н.В. Научные подходы к профессиональной подготовке студентов вуза в условиях трансформации образования. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 5 (171). С. 146-166. DOI: 10.25588/CSPU.2022.171.5.007
  24. Щипова О.В., Иванушкина Н.В. Исследование особенности организации гибридного обучения студентов в вузе // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 581-590. URL: https://www.elibrary.ru/lcnypq
  25. Игнатьева Г.А., Сдобняков В. В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 3. С. 7. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-7

Библиографическая ссылка: Иванушкина Н.В. Медийно-ориентированный подход как методологический компонент медийно-ориентированной  образовательной парадигмы географии // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 147-156.