Табачук Н.П., Шулика Н.А., Бусарова У.А.
КАРТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ: ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ
УДК 37
Табачук Н.П.1 (Хабаровск, Россия) — 010112@togudv.ru; Шулика Н.А.2 (Хабаровск, Россия) — shulika2006@yandex.ru; Бусарова У.А.1 (Хабаровск, Россия) — 2020102075@togudv.ru
1Тихоокеанский государственный университет
2Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Аннотация. В современном образовательном процессе и, в частности, при подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике большую роль играет визуализация информации. Обучающиеся работают с большими объемами данных, поэтому преподаватели часто обращаются к различным техникам и технологиям, эффективным инструментам, способным интенсифицировать образовательный процесс, ускорить восприятие, улучшить понимание и усвоение учебной информации, в которой обучающийся должен быстро ориентироваться, выделять главное и фокусировать свое внимание на нем. Одним из таких инструментов являются карты визуализации. Цель исследования заключается в уточнении роли и форматов использования карт визуализации как эффективного инструмента для подготовки к ЕГЭ по информатике. В статье рассмотрен один из подходов к подготовке учащихся к ЕГЭ по информатике на основе карт визуализации. Определена роль карт визуализации как эффективного инструмента для подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике на основе принципа «от сложного к простому». Обращено внимание на структуру экзамена и распределение задач ЕГЭ по разделам. Выделены особенности круга задач ЕГЭ по информатике. Приведены примеры разработанных карт визуализации к заданиям ЕГЭ под номерами 4, 7, 8, 11 и 14, как более сложных для выполнения учащимися, определена опорная карта, содержащая основной теоретический материал раздела «Информация и ее кодирование». Представленные в статье материалы полезны для педагогов общеобразовательных организаций, заинтересованных в развитии и анализе личностных образовательных результатов обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ по информатике.
Ключевые слова: визуализация информации, карты визуализации, ЕГЭ по информатике, информация, объем информации, условие Фано, кодирование информации.
Список источников:
- Азевич А.И. Визуализация педагогической информации: учебно-методический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 3 (37). С. 74-82. URL: https://elibrary.ru/wtrper
- Азевич А.И. Визуализация педагогической информации: учебно-методический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. 2016, № 3 (37). C. 74-82.
- Азевич А.И. Сервисы визуализации данных: приемы и решения // Вестник МГПУ. 2019. № 1 (47). С. 13-19. URL: https://elibrary.ru/zgzklj
- Аранова С.В. Культурологическая тенденция визуализации учебной информации в школьном обучении // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. № 193. С. 107-115. URL: https://elibrary.ru/xogqat
- Батенева Я.А., Шарыпова Н.В. Визуализация информации при изучении темы «Периодический закон» в 8 классе // Учёные записки Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 1(1).
- Космодемьянская С.С., Емельянова А.А. Применение STEM И STEАM в методикехимического образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6, № 1. С. 29-35. DOI: 10.54158/27132838_2025_6_1_29
- Крымская А.С. Постер как информационный продукт в системе научных коммуникаций // Библиосфера. 2024. № 1. С. 76–84. DOI: 10.20913/1815-3186-2024-1-76-84
- Лев Я.Б., Яскина О.А. Применение методов визуализации информации как средства формирования естественнонаучной грамотности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 178-181. URL: https://elibrary.ru/hgigiw
- Макарова Е.А., Дегтярева Е.Н. Визуализация как метод уменьшения симптомов тревоги и стресса. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023. № 6(4). С. 33-41. DOI: 10.23947/2658-7165-2023-6-4-33-41
- Муртазаева М.М., Эльдарова Н.М. Инфографика как способ визуализации учебной информации в филологическом образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 62–70. DOI: 10.23947/2658-7165-2023-6-4-33-41
- Табачук Н.П. Межвузовский проект «Карты визуализации в метадеятельности» как новый формат сотрудничества вузов в проектной деятельности // Эпоха науки. 2024. № 37. С. 375-378. URL: https://elibrary.ru/aiufai
- Табачук Н.П. Педагогический опыт реализации проекта «Карты визуализации по информатике» в вузе // Эпоха науки. 2024. № 37. С. 379-382. URL: https://elibrary.ru/dnksyy
- Табачук Н.П., Бусарова У.А., Зублюк А.Е. Опорные сигналы и скрайбинг в информатике // Среднее профессиональное образование. 2021. № 5. С. 31-34. URL: https://elibrary.ru/fvuybf
- Черкасова Л.В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 С. 132-140. URL: https://elibrary.ru/xcqvih
- Шаршов И.А. Бубнов И. Ю. Специфика использования визуализации в образовательном процессе вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 2. С. 35-41. DOI: 10.20310/1810-231X-2022-21-2-35-41
Библиографическая ссылка: Табачук Н.П., Шулика Н.А., Бусарова У.А. Карты визуализации в подготовке к ЕГЭ по информатике: от сложного к простому // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 672-686.