Стрельников С.С., Куприянова А.И.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
УДК 37.015.31+37.016+614.253+65.012.4
Стрельников С.С.1 (Тюмень, Россия) — sss15@yandex.ru; Куприянова А.И.2 (Тюмень, Россия) — tmn.solo@gmail.com
1Тюменский государственный медицинский университет
2Тюменский государственный университет
Аннотация. В статье анализируется возможность формирования предпринимательских компетенций у студентов-медиков. Описан опыт преподавания курса «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» в Тюменском государственном медицинском университете. Приведены результаты анкетирования студентов относительно сформированности предпринимательских компетенций и субъективной готовности к ведению предпринимательской деятельности. Целью исследования определено выявление возможности интеграции предпринимательских компетенций в медицинское образование через реализацию образовательной программы дисциплины «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство». В задачи исследования включены: характеристика актуального научного дискурса по теме исследования, проектирование и реализация курса по инновационной экономике и технологическому предпринимательству для студентов-медиков, определение восприятия важности предпринимательских компетенций и уровня субъективной готовности к предпринимательской деятельности студентов-медиков. Методология исследования включает библиометрический анализ, проектирование образовательной программы, анкетирование. Авторы констатируют зарождающийся интерес ученых к методам и условиям формирования предпринимательских компетенций у студентов медицинского вуза в условиях актуализации данной проблемы. Проектирование образовательной программы было реализовано с применением компетентностного подхода и включало как самостоятельную, так и групповую работу студентов. Приведен тематический план образовательной программы, охарактеризовано содержание практических заданий, рефлексируются успешный и неудачный образовательный опыт студентов. Результаты анкетирования позволили выявить наиболее значимые с точки зрения студентов компетенции предпринимателя, мотиваторы к занятию предпринимательством и основные препятствия к такой деятельности. Сделан вывод о потенциале образовательной программы в условиях новизны проблемы, её возможностях и ограничениях по формированию предпринимательских компетенций студентов-медиков.
Ключевые слова: предпринимательство, медицина, студенты-медики, студенты, бизнес, инновации, компетенции, предпринимательские компетенции.
Список источников:
- Альтов Г. И тут появился изобретатель. — Москва : Дет. лит., 1989. — 141 с.
- Гедулянов М.Т. Критериально-оценочный аппарат теоретической модели формирования предпринимательской компетентности студентов медицинских вузов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 3(100). С. 188-192. DOI: 10.33979/1998-2720-2023-100-3-188-192
- Гедулянов М.Т. Опытно-экспериментальная работа по формированию предпринимательской компетентности студентов медицинских вузов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 2(99). С. 193-197. DOI: 10.33979/1998-2720-2023-99-2-193-197
- Гедулянов М.Т., Гедулянова Н.С. Теоретико-методологические основы формирования предпринимательской компетенции студентов медицинских вузов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 1(98). С. 211-215. DOI: 10.33979/1998-2720-2023-98-1-211-215
- Гедулянов М.Т. Факторы, влияющие на формирование предпринимательской компетенции студентов медицинских вузов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 1(98). С. 207-210. DOI: 10.33979/1998-2720-2023-98-1-207-210
- Ивкина М.В., Помельникова Е.А. Предпринимательское мышление как основа эффективной подготовки инженера нового поколения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 4(177). С. 57-62. URL: https://elibrary.ru/crdjrl
- Исакова Д.Н., Русакова О.А., Заведенский К.Е. [и др.] Компетентностный подход к подготовке специалистов в медицинском университете // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22, № S3. С. 7-16. DOI: 10.15829/17288800-2023-3665
- Курский А.И. Инновационная среда в стране как предпосылка финансовых результатов деятельности компании // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, № 5. С. 212-215. URL: https://elibrary.ru/tdeiwm
- Лаптева С. В. Партнерство бизнеса и вуза в обучении будущих специалистов: инновационные технологии в образовании // Инновации и инвестиции. 2023. № 4. С. 6-9. URL: https://elibrary.ru/vqasje
- Лебедев К.А., Шавалиева С.М., Ступак Я.Ю. Перспективы развития инновационного предпринимательства и цифрового бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2025. № 2-2. С. 219-223. DOI: 10.17513/vaael.4007
- Лебедева И.С. Основы формирования предпринимательских способностей у студентов в медицинском вузе // Вектор гуманитарной мысли. 2024. № 1. С. 31-41. URL: https://elibrary.ru/jupwij
- Рысбекова Б.Б., Алипбекова Г.Б., Битенова Б.С. Методология преподавания «основ предпринимательства» в медицинском вузе // Медицина и экология. 2022. № 2(103). С. 82-94. URL: https://elibrary.ru/jrkhfg
- Солонинченко Ю.В. Инновации в медицине: предпосылки и перспективы развития // Прикаспийский вестник медицины и фармации. 2022. Т. 3, № 1. С. 20-25. DOI: 10.48612/agmu/2022.3.1.20.25
- Стрельников С.С [и др.] Роль эссе в процессе преподавания и освоения естественнонаучных дисциплин в медицинском вузе // Медицинская наука и образование Урала. 2023. Т. 24, № 1(113). С. 148-153. DOI: 10.36361/18148999_2023_24_1_148
- Ray S. Importance of entrepreneurship and innovation in the healthcare industry during the COVID-19 pandemic // Beneficium. 2022. Vol. 2(43). P. 85-93. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.2(43).85-93
Библиографическая ссылка: Стрельников С.С., Куприянова А.И. Интеграция предпринимательских компетенций в медицинское образование: возможности образовательной программы // ЦИТИСЭ. 2025. № 2. С. 157-172.