ISSN 2409-7616

Зуфарова А.С.

ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ВЫЗОВЫ

УДК 37.01:007

Зуфарова А.С.1 (Хабаровск, Россия) — 006694@togudv.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. В статье рассматриваются возможности и вызовы применения искусственного интеллекта (ИИ) в системе современного образования. Анализируются перспективы использования ИИ для улучшения качества образовательных процессов, автоматизации административных задач, а также персонализации учебного материала. Особое внимание уделено вопросам интеграции ИИ в педагогическую практику, его влиянию на мотивацию студентов и развитие критического мышления. Рассматриваются основные проблемы, возникающие при внедрении ИИ-технологий в образование, такие как обеспечение конфиденциальности данных, предотвращение злоупотреблений и создание условий для справедливого доступа к технологиям. Также обсуждаются этические аспекты использования ИИ, включая вопросы ответственности за результаты автоматизированных систем и влияние на формирование ценностной ориентации обучающихся. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что успешная интеграция ИИ в систему образования возможна только при условии комплексного подхода, включающего разработку нормативных актов, повышение цифровой грамотности педагогических кадров и учет специфики различных учебных дисциплин. Статья будет полезна исследователям, педагогам и специалистам в области информационных технологий, заинтересованным в развитии современных образовательных практик. Рассмотрены возможности, предоставляемые искусственным интеллектом в образовании: персонализацию (адаптивное) обучения, интерактивное обучение, автоматизация, поддержка инклюзивного обучение. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны ИИ в образовании. На фоне исследования и возникают вызовы при внедрении ИИ в образовании. В статье выделены основные проблемы: конфиденциальность данных, равноправие доступа, ошибки алгоритма ИИ, корректность и прозрачность алгоритма ИИ, предвзятость и дискриминация оценивание алгоритма ИИ. Одним из важных вызовов является соблюдение этических принципов.

Ключевые слова: образование, обучение, искусственный интеллект, обучающие платформы, инновационные педагогические методы, автоматизация учебного процесса, этика ИИ в образовании, преподавание и ИИ.

Список источников:

  1. Васильев В.И. Искусственный интеллект: история в лицах / В. И. Васильев. 2-е изд., доп. — М.: Машиностроение, 2015. — 111 с.
  2. Субботина М.В. Искусственный интеллект и высшее образование – враги или союзники // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2024. Т. 24, № 1. С. 176-183. URL: https://www.elibrary.ru/xuuytg
  3. Зуфарова А.С., Самойлов А.В., Мулявка М.Р. [и др.] Путь искусственного интеллекта: от компьютерной игры до средств познавательного развития учащихся ChatGPT // Управление образованием: теория и практика. 2023. № 7 (65). С. 76-90. URL: https://www.elibrary.ru/owmfgn
  4. Зуфарова А.С. Роль технологии визуализации в учебной информации // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 39-41. URL: https://www.elibrary.ru/ecgwaj
  5. Алексеев С.C. Образование будущего: Искусственный интеллект и новые технологии обучения. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 256 с.
  6. Гелентер Д. Машина воображения: Искусственный интеллект и финансы – — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 320 с.
  7. Павлов А. ИИ в образовании: Новые горизонты. — Москва: Инфра-М, 2020. – 192 с.
  8. Селики Н. Искусственный интеллект для образования: Возможности и вызовы. Москва: ДМК-Пресс, 2019. — 352 с.
  9. Филинская Л.В., Левицкая И.В., Мисун А.А. Искусственный интеллект и образование: проблемы, риски, перспективы // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2024. № 3. С. 71-77. URL: https://www.elibrary.ru/dukhbw
  10. Шахбиев Д.О.Х., Магомедов И.И. Искусственный интеллект в образование // Тенденции развития науки и образования. 2024. № 116-19. С. 166-169. URL: https://www.elibrary.ru/lgumdw
  11. Селики Н. Искусственный интеллект для образования: Возможности и вызовы. М.: ДМК-Пресс, 2019.
  12. Бодров Е.Н. Искусственный интеллект и профессиональное образование: перспективы применения // Безопасность. Управление. Искусственный интеллект. 2022. Т. 4, № 4 (4). С. 43-48. URL: https://www.elibrary.ru/ulgosi
  13. Макаров И.М. Искусственный интеллект: философия, история, перспективы. – Москва: Наука, 2006. — 287 с.
  14. Миронов В.Б. История образования в России: от Древней Руси до наших дней. — Москва: Олма-Пресс, 2002. — 288 с.
  15. Николаева М.В. История отечественного образования: хрестоматия. — Москва: Академия, 2003. – 336 с.
  16. Сафонова В.В. История зарубежного образования и педагогики: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 416 с.
  17. Соколов Н.В., Виноградский В.Г. Искусственный интеллект и образование : анализ систем и технологий, применяемых в РФ // Образование и общество. 2023. № 1 (138). С. 10-16. URL: https://www.elibrary.ru/qrdoga
  18. Хаджиева Л.К., Овсеенко Г.А., Расумов Ю.Ш. Персонализированное обучение студентов высших профессиональных учебных заведений по программе «Искусственный интеллект + образование» // Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 6, № 5 (146). С. 251-257. URL: https://www.elibrary.ru/koqmrt
  19. Пипия Л.К., Дорогокупец В.С. Искусственный интеллект и образование // Наука за рубежом. 2024. № 123. С. 1-68. URL: https://www.elibrary.ru/hcewbv

Библиографическая ссылка: Зуфарова А.С. Интеграция искусственного интеллекта в современное образование: преимущества и вызовы // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 652-659.