ISSN 2409-7616

Теличева Е.Г.

ВОЗМОЖНОСТИ И ФОРМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.1:351.851

Теличева Е.Г.1 (Хабаровск Россия) — telicheva_e@mail.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. Сетевое взаимодействие образовательных организаций в условиях глобализации, интернационализации и цифровизации, становится ключевым фактором повышения качества образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. В масштабах глобализации стираются границы образовательного пространства, при условии адаптации образовательных организаций к мировым стандартам. Интернационализация образования предполагает интеграцию международных перспектив в учебные программы и создание возможностей для академической мобильности. Различают внутреннюю и внешнюю интернационализацию. Внутренняя интернационализация выступает формой экспорта образования, и предполагает привлечение иностранных студентов в образовательную среду с целью обучения по совместным адаптированным международным программам. Глобальный характер отношений в различных национальных системах, подчеркивает внешняя интернационализация. Цифровизация, в свою очередь, предоставляет мощные инструменты для сетевого взаимодействия, обеспечивая доступ к образовательным ресурсам и платформам независимо от географического местоположения. Сетевое взаимодействие становится необходимым условием для успешной адаптации образовательных организаций к вызовам современного общества.  Преимущества сетевого партнерства очевидны: обмен опытом и лучшими практиками, взаимовыгодное использование ресурсной базы, результативные коммуникации в научно-исследовательской деятельности, что способствует обогащению образовательного процесса и формированию глобального мышления у студентов [15].В статье раскрыты принципы сетевого взаимодействия образовательных организаций на международном и национальном уровне. Приведены адаптированные модели интегрированного взаимодействия вузов-партнеров. Наряду с преимуществами сетевого взаимодействия, очерчен круг задач нормативно-правового, финансово-экономического и организационно-управленческого характера.

Ключевые слова: высшее образование, сетевое обучение, совместные программы, вузы-партнеры, академическая мобильность, алгоритм разработки совместной образовательной программы.

Список источников:

  1. Бейзеров В.А., Дворак В.Н.  Экспорт образовательных услуг: рыночные и государственные подходы // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И.П. Шамякина. 2024. № 2 (64). С. 55-59. URL: https://elibrary.ru/tysovg
  2. Бутенко О.С., Брижак З.И. Сетевая форма реализации образовательных программ высшего образования: понятие, история, модели // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 2 (57). С. 14 – 17. URL: https://elibrary.ru/thbqix
  3. Зезегова О.И. Становление и развитие системы сетевой формы реализации образовательных программ в зарубежных и российских моделях образования. Человек. Культура. Образование. 2020. № 3 (37). С. 177-187. DOI: 10.34130/2233-1277-2020-3-177
  4. Котляр И.А. Некоторые проблемы использования сетевой формы реализации образовательных программ в образовательных организациях высшего образования // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 485. С. 240–244. DOI: 10.34130/2233-1277-2020-3-177
  5. Кудусова М.И., Бийсултанова М.А., Газиева И.И. Использование сетевых технологии в образовании (на примере высшего образования) // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5А. С. 538-543. DOI: 10.34670/AR.2021.72.52.048
  6. Латкин А. П., Ван Б. Экспортный потенциал рынка образовательных услуг Приморского края и стратегические пути его использования // Экономика и управление. 2022. Т. 28. No 4. С. 369–376. DOI: 0.35854/1998-1627-2022-4-369-376
  7. Латкин А.П. Экспорт образовательных услуг университетов: теория, методология, практика: монография / А.П. Латкин, Ван Бин, И.П. Черная; Владивостокский государственный университет. – Владивосток: Изд-во ВВГУ, 2024. – 136 с.  DOI: 10.24866/0705-0
  8. Несмеянова С.Э., Грачева М.В., Калинина Е.Г. Особенности реализации программ дополнительного образования с использованием сетевой формы // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2021. № 4.  С. 29 – 36. DOI: 10.29025/1994-7720-2021-4-129-136
  9. Павлина С.Ю. Образование без границ: Эразмус глазами участников программ студенческого обмена // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 146-156. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-146-156
  10. Потапов И.С. Особенности управления сетевой формой образовательных программ высшего и среднего профессионального образования // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 1 (17). С. 26-31. URL: https://elibrary.ru/fcukvv
  11. Раюшкина И.В. Совместная образовательная программа как модель экспорта образования: проблемы и вызовы // Инновационные технологии управления и права. 2021. № 2 (31). С. 20–33. URL: https://elibrary.ru/epyuyt
  12. Рыбакова Е.В. Роль русскоязычных и англоязычных вузовских образовательных программ для студентов-иностранцев в расширении возможностей экспорта российского образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 8. № 7. С. 671-680. DOI: 10.30853/ped20230114
  13. Рулиене Л.Н. Образование без границ: вклад С. Д. Намсараева в создание Совместной монголо-российской школы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 3. С. 10‒14. URL: https://elibrary.ru/epyuyt
  14. Рожкова А.Ю., Иванова О.П., Трифонов В.А. Сетевая форма занятости ресурсов в высшем образовании. Beneficium. 2022. № 4 (45). С. 98-108. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.4(45).98-108
  15. Сапрыгина Д.А. Сетевое взаимодействие в управлении организациями высшего образования и сетевые образовательные программы: типы и модели // Менеджер. 2023. № 2 (104). С. 128-137. URL: https://elibrary.ru/vtygji
  16. Трифонова Д.Д., Лицерева Е.Ю. Интернационализация высшего образования в Китае Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 80. С. 140-144. DOI: 10.17223/19988613/80/16
  17. Чжэн С. Интернационализация образовательных услуг: цели, задачи и формы реализации // Human Progress. 2021. Т. 7, Вып. 3. С. 15. DOI: 10.34709/IM.173.15
  18. Шахрай С.М., Чжан Ч. Новые тенденции академической мобильности в треугольнике Китай – Россия – СШАДЕМИС // Демографические исследования. 2022. Т. 2, № 4. С. 70-80. DOI: 10.19181/demis.2022.2.4.5

Библиографическая ссылка: Теличева Е.Г. Возможности и формы сетевого взаимодействия в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 536-547.