ISSN 2409-7616

Антонов Н.Р.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ НА НОВЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

УДК 378

Антонов Н.Р.1 (Бердянск, Россия) — antonov.n@yandex.ru        

1Азовский государственный педагогический университет

Аннотация. В современных условиях геополитического, идеологического и экономического противостояния с Западом перед российским государством стоит одна из главных задач – это сохранение нравственных, духовных, идеологических ценностей, которые опираются на традиционную русскую культуру. Сегодня традиционные компоненты русской культуры, одним из которых является русский танец, формировавшиеся тысячелетиями, активно видоизменяются; на смену традиционным ритуалам приходят американские и западноевропейские, происходит подмена ценностей и смыслов, на не свойственные нашему менталитету [8, с. 23]. Еще острее данные процессы ощущаются на исторических территориях, где ранее и вовсе истреблялась русская культура. Поэтому сегодня особую актуальность обретает разработка эффективных методов и способов воспитания и формирования русской танцевальной культуры у молодежи, в частности студентов, которые в дальнейшем будут передавать свои знания, ценности и опыт подрастающему поколению. Русский танец как неотъемлемая часть русской танцевальной культуры призван стать средством, способствующим духовно-нравственной мобилизации российского общества. В статье обосновывается идея разработки и реализации в системе подготовки профессиональных хореографов системы педагогического сопровождения формирования русской танцевальной культуры, которое будет способствовать гармоничному развитию творческой личности, систематизации знаний, установлению связей в профессиональной среде, получению и укреплению профессиональных навыков, созданию уникального художественного стиля и развитию художественного самовыражения, сохранению культурного наследия. Рассмотрены и обоснованы теоретические аспекты, в частности методологические подходы к проблеме формирования русской танцевальной культуры. Приведены результаты опроса студентов образовательных организаций Мелитополя, Луганска, Донецка, Херсона, подтверждающие актуальность проблемы исследования.

Ключевые слова: будущий хореограф, студент, культура, художественная деятельность, формирование танцевальной культуры, педагогическое сопровождение, система, танец.

Список источников:

  1. Бай К. Национальная танцевальная культура как эстетико-формирующий аспект хореографического искусства в высшем образовании // Современное педагогическое образование. 2023. № 11. С. 136-141. URL: https://www.elibrary.ru/nhwuuo
  2. Белякова И.Г., Милешко А.Л. Феномен танца в межкультурной коммуникации // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 3-1. С. 15-25.  DOI: 10.34670/AR.2020.71.98.002
  3. Голобородько А.Ю., Стеценко В.В., Камышанская С.С. Культурный иммунитет как основа формирования новой реальности в треугольнике «государство – общество — человек»: от отключения культуры отмены до ренессанса сущности антропоцентризма // Власть. 2022. Т. 30, № 3. С. 58-64. DOI: 10.31171/vlast.v30i3.9044
  4. Горелова Л.И., Уварина Н.В. Инструменты педагогического сопровождения деятельности педагогов в цифровую эпоху в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2024. № 4. С. 95-98. DOI: 10.18137/RNU.HET.24.04.P.095
  5. Даурова Г. Проблемы танцевального образования // Научные горизонты. 2023. № 10(74). С. 4-9. URL: https://www.elibrary.ru/stlmui
  6. Девятова О.Л., Пичуева А.А. Танцевальная культура в цифровую эпоху // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19, № 4. С. 372-380. DOI: 10.25281/2072-3156-2022-19-4-372-380
  7. Забубенина И.К. Хоровод в античной культуре: образы, смыслы, символы // Вестник МГУКИ. 2021. №1 (99). С. 106-114. DOI: 10.24412/1997-0803-2021-199-106-114
  8. Закунов Ю.А. Наследование духовно-эстетических традиций российской цивилизации в современных условиях: монография. — М.: Институт Наследия, 2021. — 206 с. ISBN 978-5-86443-355-3.  DOI: 10.34685/HI.2021.46.63.011
  9. Коломийченко Л.В. Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в системе общего образования: коллективная монография / Т.П. Гаврилова, Ю.С. Григорьева, Н.А. Зорина. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2024. — 248 с. URL: https://www.elibrary.ru/uuvwml
  10. Мясникова Л.А., Полякова А.С. О соотношении понятий «танцевальная культура» и «хореографическая культура» // Вестник Гуманитарного университета. 2021. № 3(34). С. 101-110. URL: https://www.elibrary.ru/gmuapf
  11. Николаева Л.Я. Освоение стилевых особенностей русского танца в процессе профессиональной подготовки студентов хореографических специальностей // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 1(31). С. 135-140. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.31.135
  12. Репицына Ю.О., Бухарина В.А., Юздова Л.П. Обучение хореографии как педагогический ресурс формирования межкультурной компетенции студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 6(172). С. 178-198. DOI: 10.25588/4732.2022.28.11.009
  13. Фоменко И.М., Фрольцов А.В. Реализация творческого потенциала обучающихся на уроках народно-сценического танца // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2023. № 2(28). С. 255-258. URL: https://www.elibrary.ru/mrwdhu
  14. Шевченко Е.Н., Немчинова Е.Г. Модель формирования эстетической культуры студентов колледжа средствами народно-сценического танца // Наука и мир. 2020.  № 3-3(67).  С. 49-51. URL: https://www.elibrary.ru/mrwdhu
  15. Шкаровский В.Н. Воспитательный потенциал народного танца // Педагогическое образование в России.  2020.  № 3.  С. 188-196.  DOI: 10.26170/po20-03-23

Библиографическая ссылка: Антонов Н.Р. Теоретические аспекты организации педагогического сопровождения формирования русской танцевальной культуры будущих хореографов на новых территориях // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 515-523.