Иванов М.А., Малиева З.К.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ
Иванов М.А.1 (Москва, Россия) — 3ivanovma2025@bk.ru; Малиева З.К.2 (Владикавказ, Россия) — zkmal@yandex.ru
1Школа 2025
2Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова
Аннотация. В статье раскрывается проблема структуризации содержания феномена личностного образовательного результата в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Научная новизна заключается в выявлении и детальном описании структуры, сущности, компонентов и показателей проявления сформированности личностных образовательных результатов обучающихся. Авторы анализируют педагогическую и методическую литературу для определения понятия личностных результатов школьников с целью возможности их структурирования. В статье рассмотрена и обоснована совокупность взаимосвязи когнитивного, эмоционально-волевого, нравственно-ценностного, социально-деятельностного, рефлексивного компонентов, которые обеспечивают всестороннее развитие личности. По мнению авторов, каждый компонент отражает определённый аспект формирования личности ученика и способствует его успешной социализации, самопознанию и самореализации, кроме того, каждый из компонентов напрямую влияет на успешность учебного процесса школьника. Данная взаимосвязь и образует в результате структуру личностных образовательных результатов обучающихся основной школы. Выявленная авторами структура позволяет определить не только содержание каждого из компонентов личностных результатов школьников, но и описать поведенческие показатели. Авторы выявляют критерии для фиксации и анализа развития личностных результатов по каждому из компонентов заявленной структуры. Проведенная авторами тщательная систематизация компонентов и показателей содержания и структуры личностных результатов школьников дает возможность фиксации поведенческих проявлений по степени от низкого до высокого уровня. Описанная в статье структура может быть полезна для педагогов общеобразовательных организаций, заинтересованных в развитии и анализе личностных образовательных результатов обучающихся.
Ключевые слова: личность; личностные образовательные результаты обучающихся; когнитивный компонент; эмоционально-волевой компонент; нравственно-ценностный компонент; социально-деятельностный компонент; рефлексивный компонент.
Список источников:
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: от метафоры к интегративному феномену // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 34-44. URL: https://elibrary.ru/qjmmii
- Бабухин М.А. Педагогические принципы формирования исследовательской самостоятельности обучающихся // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 1. С. 6-13. URL: https://elibrary.ru/jlkxkb
- Ермакова Е.С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 169-186. URL: https://elibrary.ru/gyrpwo
- Иванов М.А. Психолого-педагогические условия формирования личностных образовательных результатов во внеурочной деятельности // ЦИТИСЭ. 2024. № 1 (39). С. 154-164. URL: https://elibrary.ru/lrsgsd
- Иванов М.А. Интеграция урочной и внеаудиторной литературной деятельности на примере знакомства с произведением И.А. Бунина «Кавказ» // Международный научный журнал. 2020. № 5. С. 109-117. URL: https://elibrary.ru/nrdlpl
- Кетова В.Д., Столбова И.Д. Организационная модель развития когнитивных способностей обучающихся // Управление образованием: теория и практика. 2024. № 1-2. С. 106-116. URL: https://elibrary.ru/qqvqsb
- Колина Е.С. Комплексный подход к экологической грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 3(93). С. 44-57. URL: https://elibrary.ru/sitzfr
- Купавцев Т.С. Проектирование образовательных сред формирования личностной функции социальной ответственности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-2. С. 214-216. URL: https://elibrary.ru/vqkvrf
- Лебедева Г.А., Жирнова А.О. Проектирование духовно-нравственного компонента воспитательной работы в общеобразовательной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 4. С. 13. URL: https://elibrary.ru/kfnmar
- Малиева З.К. Духовно-нравственное воспитание молодежи как условие национальной безопасности России // Вестник университета. 2012. № 6. С. 264-270. URL: https://elibrary.ru/pvxpjv
- Мартынец М.С. Готовность учителя распознать универсальное учебное действие по ответу обучающегося // Педагогическая перспектива. 2021. № 1. С. 23-30. URL: https://elibrary.ru/uhnlpb
- Медведева М.И., Седова С.С., Зобнина Т.В. Исследование личностных результатов обучения на ступени основного общего образования // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 3 (49). С. 49-55. URL: https://elibrary.ru/ereftc
- Самохин Ю.С. В дополнительном образовании детей человек не средство, а цель // Педагогическое искусство. 2022. № 1. С. 196-203. URL: https://elibrary.ru/oezovj
- Сивакова К.В. Психолого-педагогические проблемы развития рефлексивных способностей подростков // Молодой ученый. 2020. № 48(338). С. 134-137. URL: https://elibrary.ru/cjrrjb
- Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Обучение, которое ведет за собой развитие субъектности // Вестник Московского университета. 2024. Т. 47, № 4. С. 129-149. URL: https://elibrary.ru/rrsslf
- Штырбу О.А. Критерии сформированности компетенций учащихся основной школы в сфере пользования информационно-коммуникационными технологиями // СКИФ. Вопросы студенческой науки. 2022. № 4 (68). С. 188-193. URL: https://elibrary.ru/gmluzn
Библиографическая ссылка: Иванов М.А., Малиева З.К. Сущность и структура личностных образовательных результатов школьников // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 296-302.