ISSN 2409-7616

Петрова Т.Н., Жукова М.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЬНОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

УДК 373

Петрова Т.Н.1 (Йошкар-Ола, Россия) — tanjana1@yandex.ru; Жукова М.А.1 (Йошкар-Ола, Россия) — chebzhukova@mail.ru

1Марийский государственный университет

Аннотация.  В статье охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве и представлены особенности их разработки, формы и методы реализации в рамках внедрения комплексной программы «Социально-правовая культура личности в новом цифровом обществе» и спецкурса «Право, закон и подросток». Приобретение социально-правовых знаний, социально-правовой информации средствами медиаобразования, извлеченной из масс-медиа, т.е. социально-правовое образование и формирование у старшеклассников тем самым социально-правовой культуры строилось нами на основе практико-ориентированного подхода и этико-правового подхода, интегративного и информационного подхода, акцентирующего внимание на изучении социально-правовой культуры, прав и обязанностей человека, механизмов их реализации и защиты. Для успешного решения исследуемых задач и достоверной проверки гипотетических предположений авторов были использованы теоретические и эмпирические методы. В статье охарактеризованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве и экспериментальным путем проверена их эффективность на базе МБОУ «СОШ № 62» г. Чебоксары. Авторамиопределены и реализованы педагогические условия, способствующие формированию социально-правовой культуры старшеклассников; организовано социально-правовое обучение с целью развития медиаграмотности школьников и их родителей, правовое воспитание на основе междисциплинарного подхода; создана образовательно-правовая среда путем организации школьного медиапространства. Исследование показало, что наиболееэффективными педагогическими условиями формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве являются: разработка и реализация комплексной программы социально-правового воспитания обучающихся «Право, закон и подросток»; создание школьного медиапространства для формирования правосознания и правоповедения; информационное медиапросвещение; организация социального партнерства всех субъектов образовательного пространства.

Ключевые слова: медиапространство, социально-правовая культура,медиацентр, медиаграмотность, масс-медиа, социально-правовое информирование, SWOT-анализ.  

Список источников:

  1. Акимова Т.И. Правовое воспитание как один из факторов формирования правосознания / Т.И. Акимова // Формирование личности посредством юридического образования: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. — С. 39–45.
  2. Арбузова Е.Н. Воздействие массовых медиа на образовательную деятельность и поведение школьников // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2024. № 12. С. 160-168. URL: https://elibrary.ru/aazkpq
  3. Купцова И.А., Владимирова Т.Н. Медиаобразование как средство формирования ценностных ориентиров и интеллектуально-творческого потенциала личности // Наука и школа. 2024. № 3. С. 55-64. URL: https://elibrary.ru/yoqnev
  4. Меркель, Е. В. Формирование гражданско-правовой культуры обучающихся в основной и старшей школе как фактор их успешной социализации: автореф. дис. … кан. пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Меркель. — М., 2014. — 23 с.
  5. Особенности правовой культуры старшеклассников. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2009/Pedagogica/44819.doc.htm  (Дата обращения: 06.11.2024).
  6. Петрова Т.Н., Жукова М.А. Особенности формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве // Казанский педагогический журнал. 2022. №5. С. 130-139. URL: https://elibrary.ru/hkwmni
  7. Петрова Т.Н., Максимов И.А.  Современный школьник как субъект медиапространства и объект медиаобразовательного процесса // Экология человека в современных трансформациях исторического времени:монография / кол. авторов; отв. науч. ред. Э.В. Баркова. – М.: РУСАЙНС, 2023. — 204 с.
  8. Шорова М.Б., Бориева М.К., Текуева А.А. Роль средств массовой информации в развитии межкультурной коммуникации в условиях цифровизации // Филология: научные исследования. 2024. № 2. С. 38-49. URL:  https://www.elibrary.ru/vrszcp
  9.  Сланов О.Т. Педагогические условия профилактики девиантного правосознания в молодежной среде // Преподаватель XXI век. 2024. № 2-1. С. 78-89. URL: https://elibrary.ru/okmkuo
  10. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. — 64 с. URL: https://www.elibrary.ru/pzbgzr
  11. Шаблова Е.Г.  Правоведение: учеб. пособие / Е.Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Е. Г. Шабловой. — Екатеринбург: Изд‑во Урал. Ун‑та, 2016. – 192 с.
  12. Алексеева Т.В., Фатеев М.М., Митина А.В. Теле- и видеоконтент как содержательный элемент медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2023. № 1 (47). С. 6-12. URL: https://www.elibrary.ru/rjgokc
  13. Mаslоw A.H. A Theory of human mоtivаtiоn. – Mumbai, India: Sanage Publishing house, 2020. — 62 р.
  14. Civic virtues and public schooling: educating citizens for a democratic society / Patricia White. – New York: Teachers College Press, 1996. — 103 p.
  15. Fried-Booth D.L. Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 1986. — 89 p.
  16. Hutchinson T. Introduction to Project Work. – Oxford: Oxford University Press, 1991. — 23 p.

Библиографическая ссылка: Петрова Т.Н., Жукова М.А. Реализация педагогических условий формирования социально-правовой культуры старшеклассников в школьном медиапространстве // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 378-389.