Некрасов П.Б.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 37.013.42
Некрасов П.Б.1 (Санкт-Петербург, Россия) — pashka2006a@rambler.ru
1Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Аннотация. Процессы воспитания в условиях организаций для детей-сирот иерархичны и регламентированы правилами распорядка дня. Регламентированность сиротских учреждений ограничивает свободу выбора в том числе секций дополнительного образования. Если в семье ребенок может сам позволить себе выбрать секцию дополнительного образования и может приходить домой в разное время, то ребенок-сирота может высказать свое желание по посещению определенных секций, но не может вернуться в организацию для детей-сирот позже времени отбоя так как это будет нарушением дисциплины учреждения. Ограниченность выбора и регламентированность сиротского учреждения приводят к проблемам социализации адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – выпускников организаций для детей -сирот. С целью формирования социальной активности, которая включает в себя множество составляющих возможно развитие личностного потенциала детей-сирот средствами волонтерской деятельности через создание проектных идей и реализации социальных проектов. Социальное проектирование в настоящее время является формой проявления социальной активности и поддерживается различными социальными институтами. Благодаря социальному проектированию у воспитанников организаций для детей-сирот формируется возможность узнать о реальных проблемах школьной или взрослой жизни, взглянуть на них с другой стороны и предложить свои идеи по их возможному решению. Социальное проектирование может не являться секцией дополнительного образования и не входить в план учебно-воспитательной работы сиротского учреждения, но может быть реализовано социальными добровольцами – неравнодушными людьми, которые занимаются с воспитанниками сиротских учреждений на основе межведомственного соглашения и таким образом развивают личностный потенциал среди детей-сирот путем поиска решения социальных проблем общества через социальное проектирование. В статье обобщается опыт развития личностного потенциала воспитанников центра содействия семейному воспитанию № 15 г. Санкт-Петербурга через вовлечение воспитанников в проектную деятельность добровольцами сиротского учреждения.
Ключевые слова: воспитание, волонтерская деятельность, дети-сироты, социальное сиротство, социальное проектирование, личностный потенциал.
Список источников:
- Baños M.,Botella C., Gaggioli A., MantovaniF, Riva G. Transforming Experience: The Potential of Augmented Reality and Virtual Reality for Enhancing Personal and Clinical Change // This article is part of the Research Topic. 2016. Vol 7. P. 1-14. DOI:10.3389/fpsyt.2016.00164
- Maila D.H Early childhood education contingencies for sustaining learning during school closures: Lessons from preschool remote education home visits in Indonesia during the COVID-19 pandemic // Children and Youth Services Review. 2024. Vol. 166. P. 37-50. DOI: 10.1016/2024.107955
- Pan J., Wang Y., Zhao J. The investigation of green purchasing behavior in China: A conceptual model based on the theory of planned behavior and self-determination theory // Journal of Retailing and Consumer Services. 2024. Vol 7. pp. 63-68. DOI: 10.1016/ 2023.103667
- Баркунова О.В. Пискунова А.И., Шилец А.Н. Проблемы постинтернатого сопровождения выпускников детского дома // Психология и образование. 2021. № 8 (86). С.24-26. URL: https://elibrary.ru/vybmog
- Белановский Ю.С., Ширшова И.В. Мир социального волонтерства. – М.: ГБУ города Москвы «Мосволонтёр», 2018. – 96 с.
- Васильева А.В. к вопросу изучения личностного потенциала, его структуры и роли // Человек и образование. 2016. № 2(47). С.128-133. URL: https://www.elibrary.ru/wngsaf
- Воспитатель: и профессия, и призвание // Аккредитация в образовании. 2006. № 11. С. 25-27. URL: https://www.elibrary.ru/kuymsz
- Иванова Н.Ю., Кривенков В.И. Социальный проект: проблема-идея-результат. Новосибирск, 2016. — 28 С.
- Колпакова В.Д. Адаптация студентов первого курса к студенческой жизни // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2021. № 13. С. 101-103. URL: https://www.elibrary.ru/gadijn
- Кудряшова Н.Ю. Сущность и назначение воспитательной работы в начальной школе // Образование и воспитание. 2024. № 3 (49). С. 21-23. URL: https://elibrary.ru/fmakqx
- Максютова Г.Ю. Педагогический процесс в ДОУ (теоретические основы) // Молодой ученый. 2012. № 5 (40). С. 463-465.
- Некрасов П.Б. Добровольцы Синего Креста / П. Б. Некрасов // Второй Международный молодёжный конкурс научных проектов «Стираем границы»: Сборник материалов, Москва, 20–22 февраля 2024 года. — Москва: Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2024. — С. 172-176. URL: https://www.elibrary.ru/lsjuvk
- Новый старт. Методические рекомендации по организации деятельности добровольческой команды на базе Государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию / коллектив авторов: Е.П. Абрамова, Л.П. Андрианова, В.А. Зыкова, И.Г. Инц, Е.Ю. Мазаракий, И.В. Мельник, Е.М. Сёмкина, А.В. Смирнова, Л.Е. Теплякова. – СПБ. ГБНОУ ДУМ СПб., 2021. -. 40 С.
- Паклина Е.А. Технологии организации волонтерской деятельности в высших учебных заведениях // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3(40). С. 130–131. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-3-130-134
- Сарбалаев А.М. Ретроспективный анализ социального сиротства в России: сущностные характеристики // Человеческий капитал. 2020. № 1-(133). С. 26-33. DOI: 10.25629/HC.2020.01.03
- Соколов В.В. Философия духа материи Рене Декарта. – М.: Либроком, 2019. — 144 C.
- Усынин М.В. Проектная деятельность как педагогический. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 3. С. 115-127. URL: https://www.elibrary.ru/syvret
Библиографическая ссылка: Некрасов П.Б. Развитие личностного потенциала детей-сирот через проектную деятельность // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 456-464.