ISSN 2409-7616

Машкович Н.В.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ И КАБИНЕТОВ

УДК 37.012

Машкович Н.В.1 (Москва, Россия) — mashkovichnv@yandex.ru

1Российский государственный социальный университет

Аннотация. Вопрос инклюзивного образования стоит особенно остро в современном российском обществе. Это направление призвано создать психологически благоприятную среду, которая поможет детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью адаптироваться к обучению вместе со сверстниками без нарушений развития. Цель инклюзивного подхода — обеспечить равные права на получение качественного и доступного образования для всех учеников, а также исключить любую дискриминацию по отношению к ребятам с особыми потребностями. Семейное воспитание для любого ребенка является важным в любом возрасте. Для детей с ограниченными возможностями здоровья семья – это сама жизнь, часто единственная среда общения и развития.  Вот почему очень важно не оставлять молодых родителей один на один с их проблемами, а оказывать помощь как медицинского, так и социально-педагогического плана в воспитании детей, оказывать социально-педагогическую поддержку семье инклюзивного ребенка не только в дошкольный период, но и в период его обучения в школе. Личный практический опыт автора и анализ имеющихся программ, методик и учебно-методических материалов показывает, что  в профессиональной деятельности сотрудников специализированных, многопрофильных медико-психолого-педагогических центров в сфере личностно-делового взаимодействия с родителями детей с ОВЗ заложен значительный психолого-педагогический, социально-медицинский, социально-педагогический, социокультурный потенциал для реализации технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания.  Практический опыт реализации технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания дошкольников с ОВЗ доказывает необходимость его учета в условиях именно таких специализированных центров и кабинетов.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья ребенка, многопрофильный медико-психолого-педагогический центр, медико-психологический кабинет, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая поддержка, взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.

Список источников:

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан. – М.: АСТ-Пресс, 2012. – 432 с.
  2. Гребенникова В.М., Никитина Н.И. Теоретико-методологические и социально-педагогические основы инклюзивного образования // Журнал Министерства народного просвещения. 2016. № 3 (9). С. 93-102. DOI: 10.13187/zhmnp.2016.9.93
  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психолог в школе: Практическое пособие / Д. В. Лубовский, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 267 с. URL: https://elibrary.ru/cldfwk
  4. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебник для среднего профессионального образования / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт, 2025. — 96 с.  ISBN 978-5-534-08234-0 
  5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка. ИГ Лениздат (Лениздат-классика). 2014. – 224 с.
  6. Липский И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская, О. Г. Прохорова [и др.]. – 5-е издание, стереотипное. — М.: Дашков и К, 2024. -278 с. URL: https://elibrary.ru/vuligu
  7. Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. 2016. № 1 (41). С. 85–94. URL: https://elibrary.ru/vrdgnj
  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика в России и перспективы ее развития // Педагогическое образование и наука. 2021. № 1. С. 36-40. URL: https://elibrary.ru/vsxywg 
  9. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой и Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2012. — 358 с.
  10. Микляева Н.В. и др. Дошкольная педагогика / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Юрайт, 2013. — 385 с.
  11. Никитина Н.И., Гребенникова В.М., Козлова Д.А. Некоторые аспекты тьюторства в системе инклюзивного образования // Развитие современного образования: теория, методика и практика.  2016.  № 3 (9).  С. 35-39.
  12. Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11, № 3.  С. 1–14. DOI: 10.17759/psyedu.2019110301
  13. Русакова Т.Г. Духовный опыт ребенка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия: монография. – М.: ФЛИТНТА, 2017. — 188 с.
  14. Справочник педагога-психолога, детский сад / редакционный директор Е.Н. Чернышева. — М.: МЦФЭР, 2018. — С. 54-57.
  15. Хитрюк, В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дисс. доктора педагогических наук. — Калининград, 2015. — 390 с.
  16. Яковлева И.М. Педагогические технологии инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Начальная школа.  2019.  № 7. С. 61–64. URL: https://elibrary.ru/wmhatb

Библиографическая ссылка: Машкович Н.В. Некоторые аспекты подготовки будущих учителей начальных классов к взаимодействию с семьями детей с ОВЗ в условиях многопрофильных медико-психолого-педагогических центров и кабинетов // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 465-472.