ISSN 2409-7616

Резер Т.М., Цао Ш.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВУЗОВ КИТАЯ НА ОСНОВЕ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ СТРАНЫ

УДК 378.14.015.62

Резер Т.М.1 (Екатеринбург, Россия) — t.m.rezer@urfu.ru; Цао Ш.1 (Екатеринбург, Россия) shuya.c@foxmail.com

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация. В статье рассматриваются направления развития профессиональной подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая на основе регламентирующих документов страны. На китайском рынке кадровых резервов растет спрос на специалистов, владеющих русским языком. Однако современное качество подготовки выпускников русскоязычных программ в китайских университетах не всегда соответствуют рыночным запросам. Большая часть исследований посвящена одной из составляющих процесс профессиональной подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая – методике преподавания русского языка, однако практически не исследуется сам процесс профессиональной подготовки данных специалистов. Цель исследования – определить направления развития профессиональной подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая на основе регламентирующих документов. На основе метода правового анализа изучены китайские регламентирующие документы, включающие: подготовку обучающихся по специальности русского языка; повышение квалификации преподавателей вузов; профессиональные требования к преподавателям русского языка в китайских вузах. Результат исследования. Выделены следующие направления развития профессиональной подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая: 1) подготовка преподавателей русского языка на междисциплинарной основе;2) внедрение инновационных практик в процесс подготовки; 3) международное сотрудничество и стандартизация качества подготовки; 4) планирование траекторий карьерного роста преподавателей русского языка; 5) формирование идеологических и этических концепций профессиональной подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, обучение русскому языку в Китае, профессиональная подготовка, подготовка преподавателей русского языка для вузов Китая, регламентирующие документы Китая, направления развития профессиональной подготовки преподавателей русского языка в Китае.

Список источников:

  1. Белоглазова Л.Б., Антонова Н.А., Конырбаев Н.Б. Цифровизация и компьютеризация как основной подход в обучении русскому языку иностранных студентов // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2023. № 3 (65). С. 91-99. URL: https://elibrary.ru/bpvajl
  2. Дэн Ч. Модели подготовки специалистов по русскому языку в вузах кнр в условиях внедрения «новых национальных стандартов»: опыт и перспективы // Современное педагогическое образование. 2021. № 8. С. 120-125. URL: https://elibrary.ru/dliapc
  3. Латухина А.Л., Маринина Ю.А. Профессиональный портрет преподавателя русского языка как иностранного: компетентностный подход // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. С. 4. URL: https://elibrary.ru/sippcf
  4. Ли Х., Чжан Ц. Оценка и развитие компетентности преподавателей русского языка как иностранного // Современное педагогическое образование. 2021. № 8. С. 38-41. URL: https://elibrary.ru/awiqxr
  5. Позднякова А.А., Кузнецова Г.В., Базванова Т.Н. Проблемы разработки и внедрения дистанционных модульных программ дополнительного профессионального образования преподавателей русского языка как иностранного // Наука и школа. 2022. № 1. С. 187-196. URL: https://elibrary.ru/craevv
  6. Розина М.С., Соловьева М.В. Особенности преподавания русского языка в китайской аудитории // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. С.125-135. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-3-9
  7. Романова Е.А., Волкова М.А., Баохун Ли. Особенности использования современных информационных технологий при изучении русского языка: сравнительный анализ предпочтений иностранных студентов вузов России и Китая // Перспективы науки и образования. 2021. № 1(49). С. 276-288. URL: https://elibrary.ru/oonnuq
  8. Си Ч. Перспективы совершенствования процесса подготовки преподавателей русского языка в вузах Китая на основе современных дидактических подходов // Kant. 2023. № 1 (46). С. 311-318. URL: https://elibrary.ru/lwkftt
  9. Си Ч. Система подготовки преподавателей русского языка как иностранного в Китае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 3. С. 15-28. URL: https://elibrary.ru/oevsze
  10. Соловцова И.А., Си Ч. Профессионально-личностное саморазвитие преподавателей как условие повышения качества преподавания русского языка в Китае // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 96. С. 65-68. URL: https://elibrary.ru/mwdjdv
  11. Цзюй Ю., У Л. Исследование моделей подготовки профессиональных кадров со знанием русского языка в китае в рамках инициативы «один пояс — один путь» // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27, № 1. С. 35-43. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-3
  12. Цзя Ц., Ло С. Методика обучения РКИ в китайских вузах при сотрудничестве китайских и русских преподавателей // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2023. № 3 (31). С. 57-64. URL: https://elibrary.ru/swogkb
  13. Чжан Ц., Ли Х., Гао Х. Способы улучшения компетенции молодых преподавателей русского языка в китайских учебных заведениях // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 118-121. URL: https://elibrary.ru/znqrsp
  14. Юань Ц., Хамраева Е.А. Формирование навыков профессионально-ориентированного общения у студентов в процессе преподавания РКИ в китайских вузах на первом этапе профессиональной подготовки // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 330-333. URL: https://elibrary.ru/lsvpad
  15. Ян К., Шарафутдинов Д.Р. Новаторские подходы к подготовке специалистов по русскому языку в Китае // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 2. С. 132-140. URL: https://elibrary.ru/lejqrd
  16. Янь Н. Ключевые профессиональные компетенции преподавателя при личностно ориентированном онлайновом обучении русскому языку как иностранному на подготовительном факультете // Вестник Марийского государственного университета. 2022. № 4 (48). С. 458-466. URL: https://elibrary.ru/fbtcxl

Библиографическая ссылка: Резер Т.М., Цао Ш. Направления развития профессиональной подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая на основе регламентирующих документов страны // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 473-489.