Кашевская А.М.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СТИМУЛИРОВАНИЯ АДАПТАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ВУЗА
УДК 37.02:378.046
Кашевская А.М.1 (Москва, Россия) — anna.kasevskaya@gmail.com
1Российский университет транспорта
Аннотация. Авторитет российской высшей школы на международной арене во многом определяется тем, как обучаются иностранные студенты и насколько хорошо они приспосабливаются к новым условиям. Создание благоприятной среды, где образовательные аспекты гармонично сочетаются с социокультурными, выходит на первый план. Проблема адаптации иностранцев к новой образовательной среде, включающей языковой, культурный и учебно-профессиональный компоненты, становится глобальной. Этот процесс требует особого внимания и управления. Чтобы эффективно управлять адаптацией иностранных студентов, необходимо сначала выявить проблемы, которые нужно решить. В статье рассматривается необходимость создания педагогической технологии стимулирования адаптации китайских студентов к образовательным условиям российского вуза. В связи с этим проведен анализ научной и педагогической литературы, на основе которого были определены теоретические основы исследования, методологический подходы к изучению проблемы и дано ее теоретическое обоснование. Приведен терминологический аппарат, рассматривающий определение следующих понятий: «методология», «адаптация», «стимулирование адаптации», «технология», «педагогическая технология», «подход». Основываясь на общем описании объекта и субъекта педагогической технологии, ее направленности и базовых принципов, выделены основные подходы, которые могут быть использованы при проектировании педагогической технологии стимулирования адаптации, а именно: личностно-деятельностный, системный, культурологический, аксиологический и технологический. Сделан вывод об эффективности совокупности перечисленных подходов во главе с личностно-деятельностным.
Ключевые слова: методология,педагогическая технология,адаптация,стимулирование адаптации, подход, китайские студенты.
Список источников:
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Педагогика, 1995. — 192 с.
- Косолапова Л.А. Методология и технологии непрерывного профессионального педагогического образования. Экспериментально-аналитический подход / Л.А. Косолапова. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. – 157 с. URL: https://elibrary.ru/qkdtue
- Кудаков О.Р. Методологические подходы в российском образовании (предпосылки теории подходов): Монография / О.Р. Кудаков. – Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2017. –- 176 с. URL: https://elibrary.ru/zpwyrb
- Кудинова Н. Социально-педагогические технологии: суть, классификация и принципы применения / Н. Кудинова // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XVI международной научно-практической конференции. Т. № 11 (15). – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2018. – С. 24-28. URL: https://elibrary.ru/yqfpgh
- Манушин Д.В. Уточнение понятия «методология» // Финансы и кредит. 2015. – № 41(665). С. 50-66. URL: https://elibrary.ru/unxstv
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: основы курса: учебник / Л.В. Мардахаев. — 6-е изд., испр., доп. — Москва: Директ-Медиа, 2021. — 440 с. ISBN 978-5-4499-2104-8. URL: https://elibrary.ru/nmkzyq
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы: учебник для аспирантов, магистрантов и студентов / Л.В. Мардахаев. – Второе издание, переработанное и дополненное. – Москва: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2023. – 268 с. ISBN 978-5-4499-3704-9. URL: https://elibrary.ru/lcucnj
- Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 576 с.
- Соколова А.Д. Нетрадиционные педагогические технологии / А. Д. Соколова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы ХI всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Куйбышевский филиал, факультет психолого-педагогического образования, Куйбышев, 07–09 декабря 2022 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 33. URL: https://elibrary.ru/xardce
- Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология / Н. К. Чапаев. – 4-е издание, стереотипное. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2023. – 372 с. ISBN 978-5-8050-0769-0. – https://elibrary.ru/tpnyrr
- Аркатова О.Г. Трудности и проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2019. № 1 (18). С. 184-185. URL: https://elibrary.ru/wtixsr
- Шурилова Т.Б. Развитие идей культурологического подхода в истории педагогической мысли и образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 203. С. 102-114. URL: https://elibrary.ru/eufmmy
- Гребенникова И.А. Межкультурное взаимодействие в образовательном пространстве: аксиологический подход // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3. № 10. С. 69-71. URL: https://elibrary.ru/xcgwsx
- Кожевникова М.Н. Интеграция, адаптация или социализация: к вопросу о взаимодействии иностранных обучающихся и российских вузов // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2020. № 1 (19). С. 11-13. URL: https://elibrary.ru/zaxwhj
- Кожевникова М.Н. Национально ориентированный подход в исследовании вопросов интеграции иностранных обучающихся // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2018. № 1 (17). С. 7-10. URL: https://elibrary.ru/ynanfr
- Буховцева О.В., Вэй М. Особенности формирования индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателей вузов // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-1. С. 84-86. URL: https://elibrary.ru/uyqzvb
- Чикина Т.Е., Коларькова О.Г. Особенности реализации компетентностного подхода при обучении иностранных слушателей // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-4. С. 327-329. URL: https://elibrary.ru/gwwmyb
- Глебенко Л.Ю. Роль гибридных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2021. № 3 (44). С. 133-142. URL: https://elibrary.ru/mwpglf
- Данилкова М.П. Аксиологический подход как фактор повышения качества образования в техническом университете // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 109-113. URL: https://elibrary.ru/qsaahz
- Викулина М.А., Вилкова Л.В. Формирующее оценивание как технология достижения результатов обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 2. С. 76. URL: https://elibrary.ru/biuzgd
Библиографическая ссылка: Кашевская А.М. Методологические основы педагогической технологии стимулирования адаптации китайских студентов к образовательной среде российского вуза // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 347-354.