Терёшина Н.С.
КООПЕРАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ В ПРОФИЛЬНОМ КЛАССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ
УДК 37.07
Терёшина Н.С.1 (Хабаровск, Россия) — natalitrs1@gmail.com
1Тихоокеанский государственный университет
Аннотация. В современных общеобразовательных учреждениях уделяется все большее внимание работе педагогов в команде и тимбилдингу, что отражает важность сотрудничества между педагогами для их профессионального развития и повышения качества образования. Однако, несмотря на важность педагогических команд и качественного взаимодействия педагогов, до сих пор ведутся дискуссии о том, как именно эти команды должны быть сформированы, как именно должны распределяться обязанности внутри команды и как именно должны взаимодействовать педагоги внутри команды, что указывает на отсутствие единого мнения по этому вопросу. В статье анализируются различные подходы к пониманию кооперации и смежных понятий педагогическая команда, педагогический коллектив, корпорация, коллаборация, педагогическое сообщество, акцентируя внимание на её роли как в профессиональном развитии педагогов, так и в повышении качества образования. Осуществлен подробный обзор литературы, позволивший детализировать ключевые понятия – кооперация, педагогический коллектив, педагогическое сообщество, педагогическое сообщество, корпорация и выделить ключевые характеристики учителя в кооперации такие как: коммуникативность, умение критически мыслить, работа в команде. Особое внимание уделяется методам и формам кооперативной работы, которые способствуют обмену опытом и совместному решению педагогических задач. Исследование основано на результатах эмпирического анализа и мнениях экспертов, что позволяет сделать обоснованные выводы о значимости кооперации в образовательной среде. В заключение статьи предлагаются направления для дальнейших исследований. Статья предназначена для учителей, администраторов образовательных учреждений и специалистов в области педагогики.
Ключевые слова: кооперация учителей, взаимодействие учителей, сотрудничество учителей, формы сотрудничества, учебно-воспитательный процесс.
Список источников:
- Бардакова А.В. Эффективность управления педагогическим коллективом среднего профессионального образования / Лучшая студенческая статья 2019. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. — С. 145-148. URL: https://www.elibrary.ru/ejmmmd
- Белоусов А.И., Громова Т.В. Функциональные компоненты модели педагогической деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2015. Т. 14, № 2. С. 248-260. URL: https://elibrary.ru/umiemn
- Гонина О.О. Эффективность стилей управления педагогическим коллективом // Бизнес и дизайн ревю. 2017. № 4 (8). C. 13. URL: https://elibrary.ru/ztbvdf
- Гурулева Т.Л. Единое образовательное пространство в АТР // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 134-140. URL: https://elibrary.ru/tejqmj
- Зенкина А.В. Образовательное пространство «Школа-колледж-предприятие» как основа формирования профессиональной социализации будущих рабочих // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 128-131. URL: https://elibrary.ru/winxzf
- Зырянова Н.И., Федоров В.А. Развитие кадрового потенциала профессиональных образовательных организаций: применение профессионального стандарта педагога профессионального обучения // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 23-30. URL: https://elibrary.ru/zrwkeb
- Иванов С.В., Иванов О.Б. Образовательное пространство как модус образовательной политики. — Москва: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 158 с. URL: https://elibrary.ru/qernvm
- Колоколова Е.О. К вопросу о понятии «Кооперация»: социально-философский анализ // Регионология. 2010. № 3. С. 269- 274. URL: https://elibrary.ru/mvtbhj
- Котова И.Б., Рогов Б.И. Эффекты и феномены педагогического взаимодействия // Педагогическое взаимодействие: Психологический аспект. / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Издательство Академии педагогических наук СССР, 1990. — С. 3 -14.
- Кремень Ф.М., Кремень С.А. Учитель как ролевая модель в профессиональном самоопределении школьников // Журнал педагогических исследований. 2016. Т. 2, № 6. С. 13-21. URL: https://elibrary.ru/ylutpk
- Кудрявцева Д.А., Осипова О.П., Савенкова Е.В. Командный менеджмент в структуре подготовки педагогических и управленческих кадров // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2022. Т. 14, № 3(57). С. 68-80. URL: https://elibrary.ru/hbggrx
- Кузнецов В.Ф. Проблемы единого педагогического пространства в системе «Школа колледж вуз» // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 30-34. URL: https://elibrary.ru/pjpmun
- Морозова Е.А., Голубицкая Л.В., Кочнева О.П. Кадровый потенциал региональной системы образования: понятие и подходя к оценке // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. №1 (27). С. 103-111. URL: https://elibrary.ru/zkuwye
- Мясников В.А. Единое образовательное пространство стран СНГ: теоретико-методологический срез // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 2 (5). С. 23-31. URL: https://elibrary.ru/pjuiex
- Рягин С.Н. Модернизация педагогического образования в России: проблемный анализ практики первого года реализации // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). URL: https://elibrary.ru/uljpgx
- Фёдоров О.Д., Казакова Е.И., Сатановская Е.М. Эволюция педагога: новый ролевой набор // Образовательная политика. 2019. № 3 (79). С. 76 — 87. URL: https://elibrary.ru/bilofg
- Wolgast A., Fischer N. You are not alone: colleague support and goal-oriented cooperation as resources to reduce teachers’ stress // Social Psychology of Education. 2017. Vol. 20(1). P. 97–114. DOI: 10.1007/s11218-017-9366-1
- Henrich J., Muthukrishna M. The Origins and Psychology of Human Cooperation // Annual Review of Psychology. 2021. Vol. 72. P. 207-240. DOI: 10.1146/annurev-psych-081920-042106
- Drossel K., Eickelmann B., van Ophuysen S. Why teachers cooperate: an expectancy-value model of teacher cooperation // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 34. P. 187-208. DOI: 10.1007/s10212-018-0368-y
- Liu Z., Cai Y., Zhang Z. The moderating role of teacher collaboration in the association between job satisfaction and job performance // American Journal of Education. 2024. DOI: 10.1007/s12564-024-10027-w
Библиографическая ссылка: Терёшина Н.С. Кооперация учителей, работающих в профильном классе педагогической направленности: концептуализация понятия // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 283-295.