ISSN 2409-7616

Теличева Е.Г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ КАК ПОДСИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УДК 378:316.346.32

Теличева Е.Г.1 (Хабаровск, Россия) — telicheva_e@mail.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. В рамках научной работы предпринята попытка изложить авторское видение о процессе профессионального самоопределения как подсистемы образовательного процесса на примере разных возрастных групп. Система образования как социальный институт призвана создавать и преумножать человеческий капитал – знания, опыт, навыки, мотивацию, формируемые индивидом, социальной группой, обществом в процессе обучения [1]. Наряду с образовательной деятельностью, система образования выполняет одну из важных задач – оказывает помощь обучающимся в профессиональном самоопределении [10]. В научных кругах не сложилось единого мнения относительно термина «профессиональное самоопределение». Объединяющим является то, что это многоступенчатый процесс по выявлению человеком своего профессионального предназначения в обществе. Осуществляя процесс осмысленного поиска и выбора направления профессионального пути в выбираемой или выполняемой трудовой деятельности, молодежь сталкивается с рядом сложностей: геополитические вызовы, развитие информационных и цифровых технологий, изменяющих структуру ряда профессий; разнообразие форматов обучения и другие. Поскольку образование сопровождает человека на протяжении всей жизни, а мега трендом выступает непрерывное образование – важно сформировать потребность и мотивацию профессионального самоопределения у человека, желающего развиваться в профессиональной сфере [14]. Процесс профессионального самоопределения условно можно представить в виде этапов: на начальном этапе закладывается фундамент ценности труда, дошкольники обретают собственный смысл профессиональной деятельности, проецируя через мечты о том, кем могут стать; в школьном периоде формируются основы по профессиональному самоопределению с целью выбора будущей профессии; в студенчестве акцент на наработку профессиональных компетенций, а при трудоустройстве – профессионализация. Об успешном карьерном профессиональном самоопределении можно судить по тому, как человек реализует себя как личность в обществе, карьерному развитию по искомой специальности. В статье проанализирована сущность профессионального самоопределения через сравнительный анализ данного понятия. Опираясь на результаты опроса ВЦИОМ выявлены компромиссы, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе профессии. В рамках пилотного исследования определены мотивы выбора учебного заведения и конкретной профессии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, профессии, модели профориентационной работы.

Список источников:

  1. Арнаут М.Н. Дефиниция понятий «человеческий капитал», «человеческий потенциал», «человеческий ресурс» // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 2. С. 79–85. URL: https://www.elibrary.ru/webbjv
  2. Анисимова Г, Дугин Д. Новые формы инженерно-технической профориентации школьников // Русский инженер. 2021. № 4 (73). С. 30-31. URL: https://www.elibrary.ru/mrfslg
  3. Белов Ф.А. Роль учителя-наставника в профориентации школьников. Вестник науки. 2023. Т. 1, № 10 (67). С. 77-83. URL: https://www.elibrary.ru/vkfvua
  4. Бурнаева Е.М., Саломатова Е.Н. Цифровая профориентация как необходимая реальность. Управление образованием: теория и практика. 2022. № 1 (47). С. 34-44. URL: https://www.elibrary.ru/bgadpr
  5. Гайнеев Э.Р. Деятельностный подход в профориентационной работе как ключевой фактор реализации федерального проекта. «Профессионалитет» // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т.12. С. 95–104. URL: https://www.elibrary.ru/phpgeu
  6. Дмитриева Е.Е. Опыт разработки и реализации программы педагогической поддержки профессионального выбора обучающихся школы // Наука. Управление. Образование. РФ. 2022. № 3 (7). С. 22–27. DOI: 10.56464/2713-0487-2022-3-22
  7. Долженко Р.А. Профильные классы в школах как инструмент профориентации для бизнеса // Вестник Омского университета. Экономика. 2024. Т. 22, № 3. С. 51–61. URL:  https://www.elibrary.ru/kdllsd
  8. Деркачев И.С. Ключевые особенности сопровождения персонализированной профориентационной работы в цифровой профориентационной среде школы // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2024. Т. 9, № 3. С. 261-268. URL: https://www.elibrary.ru/ssvrfq
  9. Иваненко В.В. Проблемные аспекты организации ранней профориентации младших школьников // Ratio et Natura. 2022. № 2 (6). URL: https://www.elibrary.ru/eptwvl
  10. Калашникова О.В., Пичурина С.В. Профориентационная деятельность как условие психолого-педагогического сопровождения студентов педагогического вуза //  Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 4. С. 107-114. URL: https://www.elibrary.ru/eptwvl
  11. Кириллов С.А. Условия успешности профориентации учащихся общеобразовательных учреждений // Научное мнение. 2020. № 11. С. 98-102. URL: https://www.elibrary.ru/cxnyps
  12. Ковалева И.С. Арт-техники как инструмент ранней профориентации // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 80-86. URL: https://www.elibrary.ru/tmohps
  13. Овчинникова Е.В., Паринова Г.К., Афонина Е.А. Реализация современных подходов к педагогической поддержке детей в условиях ранней профориентации // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2020. № 4 (24). С. 61-67. URL: https://www.elibrary.ru/pnruit
  14. Осипчукова Е.В., Зверева Т.В. Моделирование процесса профориентации в школе как залог успешной подготовки кадров в вузе // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 671-687. URL:  https://www.elibrary.ru/wbamln
  15. Пронькин В.Н. Профориентационный потенциал школы и его отражение в основной образовательной программе основного общего образования // Школа и производство. 2022. № 5. С. 53–60. DOI: 10.47639/0037-4024-2022-5-53  
  16. Пятшева Н.Н. Профориентация: от тейлоризма до современной профессиональной среды // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2023. № 3-2. С. 224-234. URL: https://www.elibrary.ru/sxpxmw
  17. Разумова М.В. К вопросу о трактовке понятия «Профориентация» // Профессиональное образование и общество. 2014. № 1 (9). С. 51-59. URL: https://www.elibrary.ru/rzkhwd
  18. Руденко А.В. Практика управленческой деятельности по профориентационному самоопределению гимназистов в рамках реализации профориентационного проекта «Вектор роста» // Образ действия. 2023. № 1. С. 82-90. URL: https://www.elibrary.ru/ufrdca
  19. Сергеев И. С. Образовательная профориентация и школьная профориентация: совпадение в пространстве, расхождение в смыслах // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 11–48. DOI: 10.17853/2686-8970-2023-3-11-48.20
  20. Токмакова Н.Л., Данильченко О.М. Актуальные проблемы профориентационной деятельности // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 2 (65). С. 10-12. URL: https://www.elibrary.ru/eeupif
  21. Устиненко М.Н. Профориентация школьников через ознакомление с городской средой в рамках программы для подростков «Градотомия» // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2023. № 1. С. 87-89. URL: https://www.elibrary.ru/wdoryf

Библиографическая ссылка: Теличева Е.Г. Деятельность по профессиональному самоопределению как подсистема образовательного процесса // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 426-436.