ISSN 2409-7616

Назарова В.С., Космодемьянская С.С.

АДАПТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕХИМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

УДК 378.14

Назарова В.С.1 (Казань, Россия) — lera240619@mail.ru; Космодемьянская С.С.1 (Казань, Россия) — svetlanakos@mail.ru

1Казанский (Приволжский) федеральный университет

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема адаптации содержания материала по преподаванию химии для студентов, чья профессиональная деятельность связана с системой химических знаний опосредовано. Настоящее исследование посвящено определению необходимости адаптации содержания учебно-методического материала как способа повышения качества результатов обучения химических дисциплин для студентов нехимических специальностей. В работе раскрываются особенности преподавания химии для студентов направления 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по профилю «География и экология» одного из ведущих вузов страны. Практическая значимость данной статьи заключается в раскрытии методических особенностей реализации химического содержания в рамках практической деятельности при изучении дисциплины «Химия». Авторами анализируется необходимость в адаптации и интеграции химических знаний в содержание учебного плана географических и экологических наук. Основное внимание уделяется выявлению ключевых химических аспектов, которые будут полезны для междисциплинарного понимания узкоспециальных концепций и их применения в профессиональной деятельности студентов. Представлены сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп по предметным результатам. В работе представлены методические подходы к преподаванию химии, учитывающие специфику нехимических направлений для векторного формирования у обучающихся целостного представления о роли химии в их будущей профессии. Приведен анализ внедрения адаптированных учебно-методических материалов в методику преподавания химии на основе обработки полученных данных педагогического эксперимента. Авторы обобщают результаты успешного педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность адаптации содержания химического образования для обучающихся нехимического направления. Статья ориентирована на преподавателей, студентов нехимических специальностей, а также молодых учёных, которые заинтересованы в методах повышения качества химического образования для студентов смежных специальностей.

Ключевые слова: химия, методика преподавания, адаптация, химическое образование, междисциплинарный подход.

Список источников:

  1. Адельмурзина И.Ф., Латыпова З.Б., Назмеева И.В. медиаобразования в уроки географии в современной школе // ЦИТИСЭ. 2022. № 4. С.238-249. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.23
  2. Бычинский В.А. Методы расчета стехиометрических формул и термодинамических свойств иллитов, монтмориллонитов и хлоритов методами физико-химического моделирования // Геологическая эволюция взаимодействия воды с горными породами: материалы третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. — Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН (Улан-Удэ), 2018. — с. 257-260. URL: https://elibrary.ru/ymfdud
  3. Варламова Е.Ю. Применение метода критического мышления как средства профессионального становления студентов российских вузов // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 662-670. URL: https://elibrary.ru/vbnack
  4. Гусакова Н.Н. Физико-химические процессы в почвах: метод. указания по выполнению лабораторных работ для студентов направления подготовки 35.03.04 Агрономия. — Саратов, Саратовский ГАУ, 2016. – 65 с.
  5. Космодемьянская С.С. Оценка качества применения адаптивных технологий организации практикума первокурсников — будущих учителей химии // Качество. Инновации. Образование. 2022. № 3. С. 23-28. URL:  https://elibrary.ru/fcnncz
  6. Мардахаев Л.В. Профессиональное воспитание в стимулировании профессионально-ориентированной социализации студентов в педагогическом вузе // ЦИТИСЭ. 2019. № 1(18). С. 9. URL: https://www.elibrary.ru/wyvvzs
  7. Назарова В.С. Метапредметный подход в образовании в условиях инноваций / Назарова В.С., Камалеева А.Р. // Инновационные технологии в технике и образовании: материалы XIII Международной научно-практической конференции /– Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. – 435 с. URL: https://elibrary.ru/bjeslk
  8. Назарова В.С. Eduscrum технология в формировании метапредметных образовательных результатов по химии / В.С. Назарова // Материалы и технологии XXI века: сборник тезисов Всероссийской с международным участием школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Казань: Издательский дом Маяковского, 2023. – 311 с. – С.175. URL: https://elibrary.ru/qfsshc
  9. Петрина С.Н., Семенова М.А. Творческое воспитание студентов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2023. № 1. С. 166-172. URL: https://elibrary.ru/vpfths
  10. Пискунова С.И. Педагогические технологии развития критического мышления студентов педагогического вуза // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8(125). С. 31-34. URL: https://www.elibrary.ru/xvuebk
  11. Савич В.И. Информационно-энергетическая оценка окислительно-восстановительного состояния почв, генезис и плодородие почв // АгроЭкоИнфО. 2024. №1 (61). URL: https://elibrary.ru/vzbtdd
  12. Фабинский П.В. Междисциплинарные связи химии в научно-исследовательской работе студентов нехимических специальностей / П.В. Фабинский, М.В. Чижевская // Актуальные вопросы преподавания неорганической химии и смежных дисциплин в вузах России: Сб. тез. V Всероссийского совещания заведующих кафедрами неорганической химии.  – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. — 58 с. ISBN 978-5-8064-2960-6. URL: https://elibrary.ru/ilcsgz
  13. Шигаева Т.Д. Окислительно-восстановительный потенциал как показатель состояния объектов окружающей среды // Биосфера. 2020. № 3. URL: https://elibrary.ru/ydyspc
  14. Affeldt F. The potential of the non-formal educational sector for supporting chemistry learning and sustainability education for all students – a joint perspective from 2 cases in Finland and Germany // Chemisrty Education Research and Practice University of Bremen, Germany. 2017. Vol. 1. DOI: 10.1039/C6RP00212A
  15. Fajri H. Comparison of attitudes and environmental behaviors of chemistry education students with non chemistry educations students training and education faculty of Syiah Kuala University // American Journal of Humanities and Social Sciences Research (AJHSSR). 2020. Vol. 4, Issue 11. P. 113-117.

Библиографическая ссылка: Назарова В.С., Космодемьянская С.С. Адаптация содержания химического образования для студентов нехимических направлений // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 390-401.