Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Подберезный В.В., Самойлова А.Н., Трофименко Ю.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378
Быкасова Л.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — moeve-25-moeve@yandex.ru; Гармаш С.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — garmash@mail.ru; Подберезный В.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — podberes@mail.ru; Самойлова А.Н.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — s_a_n_l@mail.ru; Трофименко Ю.В.1 (Ростов-на-Дону, Россия) — jultro@rambler.ru
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Аннотация. С позиции голографического подхода в статье предпринята попытка выявления дефиниции концепта «патриотизм» субъектом современного образования, чья мировоззренческая позиция формируется в эпоху политических перемен, непростых экономических, социальных и культурных условий, когда первоочередными задачами педагогики и андрагогики являются воспитание любви к своей стране, стремление к самопожертвованию, патриотизм. Цель статьи: выявление значения концепта «патриотизм» для субъекта современного образования. Для этого в результате проведения анкетирования двух поколений респондентов решается ряд задач: определить значение понятия «патриотизм»; описать факторы, влияющие на генезис и эволюцию патриотизма современного человека; установить приоритетные направления воспитательной работы с субъектом для достижения синергетического эффекта, для закрепления в сознании человека этики ответственности за судьбу страны, для разворачивания самосознания и самодисциплины, влияющих на выработку поведенческой стратегии субъекта. Авторами установлено, что основными понятиями, являющимися синонимами концепта «патриотизм» для респондентов, предстают «Родина», «Отчизна», «дом», «очаг», «семья», «гражданская позиция», «социальная активность», при этом тональность и семантика ответов респондентов-студентов и респондентов-преподавателей отличается, что объясняется разницей во взглядах людей на историческую память, героизм, подвиг народа; на социальные обязательства, формирующие человека, а также на традиционные институты: семья, школа, искусственная среда. Авторами статьи предлагается ряд инициатив в рамках образовательного процесса в школе и вузе, способствующих разработке, развитию и реализации воспитательных стратегий и тактик по формированию духовно-душевной сферы субъекта, его высоких морально-нравственных качеств, патриотизма.
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, социум, ценности, субъект образования.
Список источников:
- Барабанщикова В.В., Иванова С.А. Ценностная ориентация «патриотизм»: сущность, содержание и оценка сформированности // Национальный психологический журнал. 2023. № 4. С. 99-112. DOI: 10.11621/npj.2023.0409
- Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А. [и др.] Морфология детства // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 541-552. DOI: 10.15350/2409-7616.2024.1.47
- Ивченков С.Г., Сайганова Е.В. Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 1. C. 96-109. DOI: 10.19181/vis.2019.28.1.558
- Гармаев Б.Б. Природа патриотизма и формы его проявления // Вестник БГУ. 2013. № 6. С. 120–124.
- Данакари Р.А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. № 5. С. 193–204. DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.5.14
- Жукова О.Г. Культурный фронт Великой Отечественной войны. – М.: Вече, 2021. 543 с. ISBN 978-5-4484-8520-6
- Зиновьев В.П., Суляк С.Г. Российский патриотизм сегодня // Русин. 2015. № 2(40). С. 7–20. DOI: 10.17223/18572685/40/1
- Иванов А.В. Взаимодействие преподавателя и студентов как средство развития их духовных качеств // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. C. 421-430. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.2.37
- Игнатенко А.Н., Сакун С.А. Патриотизм истинный и псевдопатриотизм // Инновационная наука. 2022. № 2–1. С. 64–68. URL: https://elibrary.ru/imbrwa
- Кононенко Б.И. Патриотизм и культура // Социология власти. 2005. № 4. C. 47-56. URL: https://elibrary.ru/huacdh
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2019. – 736 с. ISBN 9785170836239
- Панин Д.Ю. Воспитание гражданина-патриота: теоретический аспект // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13, № 4. С. 49–56. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-49-56
- Савкин Н.С. Философия патриотизма: патриотизм мнимый, показной и подлинный // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. № 2. С. 197–204. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.197-204
- Саратовцева Н.В. Направления духовно-патриотического воспитания российской молодежи // Интеграция образования. 2010. № 3. С. 31–35.
- Фомин О.Н. Патриотизм в политической культуре современной России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 1(23). С. 90–95.
- Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67–74. URL: https://www.elibrary.ru/ygamsj
- Austers I., Dimdins G., Priedols M. The opposing roles of patriotism and nationalism in explaining trust in a political system // Social Sciences & Humanities Open. 2024. Volume 10. P. 1-7. DOI: 10.1016/j.ssaho.2024.101131
- Bykasova L., Garmash S., Podberezny V. Pedagogical Education Modernisation in the University. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 646. Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference “Current Problems of Social and Labour Relations”. ISPC-CPSLR. 2021. P. 80-86. URL: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
- Lu M.T. How Is Patriotism a Virtue? //Proceedings of the American Catholic Philosophical Association. 2020. Vol. 94. P.119-128. DOI: 10.5840/acpaproc202282133
- Uzakbayeva S., Zhalgasova Sh., Beisembayeva A. The Patriotism Education Content At The Present Stage // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 141. P. 675–679. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.05.118
Библиографическая ссылка: Быкасова Л.В., Гармаш С.В., Подберезный В.В., Самойлова А.Н., Трофименко Ю.В. Формирование патриотизма субъекта образования // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 270-282.