Пронина Н.А.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК 37.032
Пронина Н.А.1 (Тула, Россия) — natalie4941@rambler.ru
1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Аннотация. Россия — многонациональная страна, на её территории проживают различные народы со своей самобытностью, духовностью, традициями, обычаями, верованиями. Задача системы образования состоит в развитии культуры межнационального общения. Толерантность, принятие ценностей другой культуры — отличительная черта человека двадцать первого века. Мы считаем необходимым развивать данные качества уже в детском саду. В дошкольном возрасте, когда авторитет взрослого велик, ребёнок с интересом впитывает все новое. Цель нашего исследования — создание модели психологической культуры общения в многонациональной группе у детей дошкольного возраста и проверка на практике её эффективности. Методы исследования: моделирование, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, так и эмпирические методы: формирующий эксперимент, опрос, беседа, тестирование. В исследовании приняла группа из 23 человек, есть дети из Казахстана, Армении и Азербайджана. Возраст детей 6-7 лет. Базой исследования выступила МБОУ «ЦО-гимназия №30». В исследовании были применены различные формы работы: анализ литературных и художественных произведений (сказок народов мира, поговорок, пословиц), проведение национальных праздников, фотовыставки, стенгазеты, вставки рисунков детей, также проводилась активная работа с родителями. После внедрения программы мы увидели положительные изменения в поведении и общении детей, они стали разбираться в особенностях национальных костюмов и праздниках, стали эмпатийны и толерантны к представителям другой культуры и религии, стали больше общаться друг с другом и интересоваться историей своего народа и историей других национальностей, бытом других народов. Статья носит практико-ориентированный характер и может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям.
Ключевые слова: воспитатель, культура общения, ребёнок, дошкольник, дошкольный возраст, многонациональная группа.
Список источников:
- Адгемова А.Р. Особенности формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/osobennosti-formirovaniya-kultury-mejnac.21768067780/ (Дата обращения: 30.12.2024)
- Аммосова С.Т. Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей // Образование и воспитание. 2021. № 5 (36). С. 97-99. URL: https://www.elibrary.ru/mwhgox
- Андреева А.А. Интеллектуальная игра как средство развития межэтнических отношений младших школьников // Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики: материалы Второй Международной научно-практической конференции. — Иркутск: Иркутский государственный университет. 2021. — С.14-19. URL: https://www.elibrary.ru/zmoogm
- Антоненкова Т.А., Антонова Л.А. Из опыта работы. Проведение конкурса-фестиваля «Возьмёмся за руки, друзья» // Эффективные практики по формированию представлений обучающихся по вопросам межнационального мира и согласия / автор-составитель В.М. Овчинников. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021. — С.38-48
- Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С.27-50. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-27-50
- Башиева Ж.Д., Балкизова Ф.Б., Нагоев Б.Б. [и др.]. Формирование культуры межнационального общения у младших школьников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 2А. С. 401-409. DOI: 10.34670/AR.2022.78.13.045
- Бобинова С.В. Формирование культуры межнационального общения у иностранных граждан как важнейшая составляющая их интеграции в российское общество // Интерактивное образование. 2021. № 4.
- Грищенко А.В., Якимовская Н.Л. Воспитание и гармонизация межнациональных отношений учащихся в современном образовательном пространстве. Образование костромской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eduportal44.ru/koiro/prof-IPB/SiteAssets/SitePages (Дата обращения: 30.12.2024)
- Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т.7, № 1(22). C. 81-86. URL: https://www.elibrary.ru/tuoofl
- Куликова Т.И. Психологические особенности межэтнических отношений в подростковом возрасте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/648791 (Дата обращения: 30.12.2024)
- Лукьянова О.Л., Исхакова Н.А. Формирование культуры межнационального общения в старшем дошкольном возрасте // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 5. С. 47-51. URL: https://www.elibrary.ru/uxrdts
- Май О.Г. Развитие межэтнических отношений младших школьников // Ratio et Natura. 2023. № 2 (8). URL: https://www.elibrary.ru/vlgozt
- Панфилова Л. А. Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 9 (26). С. 1-2. URL: https://www.elibrary.ru/xkjeol
- Хисамиева Д.В. Особенности формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников // Вестник науки. 2021. Т.3, № 6(39). С.59-60. URL: https://www.elibrary.ru/twtsun
- Челышева И.В. Методологические основы проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. №3(22). С.134-153. URL: https://www.elibrary.ru/nqpwtd
- Челышева И.В. Проблема формирования межэтнической толерантности студенчества и риски современного медиапространства // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. №2(21). С.156-170. URL: https://www.elibrary.ru/lceqeh
- Щербакова Е.Е. Программа по профилактике асоциального поведения обучающихся как механизм формирования толерантного сознания обучающихся (из опыта работы заместителя директора) // Эффективные практики по формированию представлений обучающихся по вопросам межнационального мира и согласия/автор-составитель В.М. Овчинников. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021. — С.77-88.
- Угалкин Ю.А., Чеджемов Г.А. Межнациональное общение как фактор реализации свободы личности. — Самара: Самарский государственный экономический университет, 2021. — С.415-419. URL: https://www.elibrary.ru/dfukan
- Юдина Л.Е. Формирование этнокультурной идентичности у учащихся учреждений дополнительного образования в процессе игровой деятельности // Студенческий научный форум: материалы VII Международной студенческой научной конференции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014151 (Дата обращения: 30.12.2024)
- Chelysheva I.V., Mikhaleva G.V. Interethnic tolerance among University students in the context of contemporary Russian and foreign media education // Медиаобразование. 2019. № 59(1). С. 59-64. DOI: 10.13187/me.2019.1.14
- Chelysheva I.V., Mikhaleva G.V. Russian and foreign approaches to media education of young people in matters relating to interethnic tolerance // Медиаобразование. 2019. №59(3). С.381-392. DOI: 10.13187/me.2019.3.381
- Gumperz J.J. Interethnic Communication. In: Coupland, N., Jaworski, A. (eds) Sociolinguistics. Modern Linguistics Series. – London: Palgrave, 2019. P. 395–407. DOI: 10.1007/978-1-349-25582-5_31
- Dzhamaludinova Z.G., Mirzaeva A.S., Magomedov D.Z. The Development of a Culture of Interethnic Communication in A Multinational Society. European Publisher, 2020. — 838 p. DOI: 10.15405/epsbs.2020.01.7
- Kim Y.Y. 18 Interethnic communication: An interdisciplinary overview». Intercultural Communication, edited by Ling Chen, Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2017, pp. 389-414. DOI: 10.1515/9781501500060-018
- Pieragostini F., Casara B.G.S., Suiter C. Interethnic Communication. Oxford Research Encyclopedia of Communication, 2017. DOI: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.473
Библиографическая ссылка: Пронина Н.А. Развитие культуры межнационального общения у дошкольников // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 179-190.