ISSN 2409-7616

Пронина Н.А.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 37.032

Пронина Н.А.1 (Тула, Россия) — natalie4941@rambler.ru

1Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Аннотация.    Россия — многонациональная страна, на её территории проживают различные народы со своей самобытностью, духовностью, традициями, обычаями, верованиями. Задача системы образования состоит в развитии культуры межнационального общения. Толерантность, принятие ценностей другой культуры — отличительная черта человека двадцать первого века. Мы считаем необходимым развивать данные качества уже в детском саду. В дошкольном возрасте, когда авторитет взрослого велик, ребёнок с интересом впитывает все новое. Цель нашего исследования — создание модели психологической культуры общения в многонациональной группе у детей дошкольного возраста и проверка на практике её эффективности. Методы исследования: моделирование, анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, так и эмпирические методы: формирующий эксперимент, опрос, беседа, тестирование. В исследовании приняла группа из 23 человек, есть дети из Казахстана, Армении и Азербайджана. Возраст детей 6-7 лет. Базой исследования выступила МБОУ «ЦО-гимназия №30».  В исследовании были применены различные формы работы: анализ литературных и художественных произведений (сказок народов мира, поговорок, пословиц), проведение национальных праздников, фотовыставки, стенгазеты, вставки рисунков детей, также проводилась активная работа с родителями.  После внедрения программы мы увидели положительные изменения в поведении и общении детей, они стали разбираться в особенностях национальных костюмов и праздниках, стали эмпатийны и толерантны к представителям другой культуры и религии, стали больше общаться друг с другом и интересоваться историей своего народа и историей других национальностей, бытом других народов.  Статья носит практико-ориентированный характер и может быть полезна педагогам-психологам, воспитателям.

Ключевые слова: воспитатель, культура общения, ребёнок, дошкольник, дошкольный возраст, многонациональная группа.

Список источников:

  1. Адгемова   А.Р. Особенности формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/osobennosti-formirovaniya-kultury-mejnac.21768067780/  (Дата обращения: 30.12.2024)
  2. Аммосова С.Т. Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей // Образование и воспитание.  2021.  № 5 (36).  С. 97-99. URL: https://www.elibrary.ru/mwhgox
  3. Андреева А.А. Интеллектуальная игра как средство развития межэтнических отношений младших школьников // Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики: материалы Второй Международной научно-практической конференции. — Иркутск: Иркутский государственный университет. 2021. — С.14-19. URL: https://www.elibrary.ru/zmoogm
  4. Антоненкова Т.А., Антонова Л.А.  Из опыта работы. Проведение конкурса-фестиваля «Возьмёмся за руки, друзья» // Эффективные практики по формированию представлений обучающихся по вопросам межнационального мира и согласия / автор-составитель В.М. Овчинников. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021. — С.38-48
  5. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 2. С.27-50. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-2-27-50
  6. Башиева Ж.Д., Балкизова Ф.Б., Нагоев Б.Б. [и др.]. Формирование культуры межнационального общения у младших школьников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11, № 2А. С. 401-409. DOI: 10.34670/AR.2022.78.13.045
  7. Бобинова С.В. Формирование культуры межнационального общения у иностранных граждан как важнейшая составляющая их интеграции в российское общество // Интерактивное образование. 2021. № 4.
  8. Грищенко А.В., Якимовская Н.Л. Воспитание и гармонизация межнациональных отношений учащихся в современном образовательном пространстве. Образование костромской области. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://www.eduportal44.ru/koiro/prof-IPB/SiteAssets/SitePages (Дата обращения: 30.12.2024)
  9. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Реализация поликультурного компонента в планировании содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся // Поволжский педагогический вестник. 2019. Т.7, № 1(22). C. 81-86. URL: https://www.elibrary.ru/tuoofl 
  10. Куликова Т.И. Психологические особенности межэтнических отношений в подростковом возрасте. [Электронный ресурс].  – Режим доступа:  https://urok.1sept.ru/articles/648791 (Дата обращения: 30.12.2024)
  11. Лукьянова О.Л., Исхакова Н.А. Формирование культуры межнационального общения в старшем дошкольном возрасте // Научное обозрение. Педагогические науки.  2021.  № 5.  С. 47-51. URL: https://www.elibrary.ru/uxrdts
  12. Май О.Г. Развитие межэтнических отношений младших школьников // Ratio et Natura.  2023.  № 2 (8). URL: https://www.elibrary.ru/vlgozt
  13. Панфилова Л. А. Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста межнациональной толерантности и культуры межнационального общения // Вопросы дошкольной педагогики.  2019.  № 9 (26).  С. 1-2. URL: https://www.elibrary.ru/xkjeol
  14. Хисамиева Д.В. Особенности формирования культуры межнациональных отношений у младших школьников // Вестник науки. 2021. Т.3, № 6(39). С.59-60. URL: https://www.elibrary.ru/twtsun
  15. Челышева И.В. Методологические основы проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. №3(22). С.134-153. URL: https://www.elibrary.ru/nqpwtd
  16. Челышева И.В.  Проблема формирования межэтнической толерантности студенчества и риски современного медиапространства // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2019. №2(21). С.156-170. URL: https://www.elibrary.ru/lceqeh
  17. Щербакова Е.Е. Программа по профилактике асоциального поведения обучающихся как механизм формирования толерантного сознания обучающихся (из опыта работы заместителя директора) // Эффективные практики по формированию представлений обучающихся по вопросам межнационального мира и согласия/автор-составитель В.М. Овчинников. — Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021. — С.77-88.
  18. Угалкин Ю.А., Чеджемов Г.А. Межнациональное общение как фактор реализации свободы личности. — Самара: Самарский государственный экономический университет, 2021. — С.415-419. URL:  https://www.elibrary.ru/dfukan 
  19. Юдина Л.Е. Формирование этнокультурной идентичности у учащихся учреждений дополнительного образования в процессе игровой деятельности // Студенческий научный форум: материалы VII Международной студенческой научной конференции. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014151 (Дата обращения: 30.12.2024)
  20. Chelysheva I.V., Mikhaleva G.V. Interethnic tolerance among University students in the context of contemporary Russian and foreign media education // Медиаобразование. 2019. № 59(1). С. 59-64. DOI: 10.13187/me.2019.1.14
  21. Chelysheva I.V., Mikhaleva G.V. Russian and foreign approaches to media education of young people in matters relating to interethnic tolerance // Медиаобразование. 2019. №59(3). С.381-392. DOI: 10.13187/me.2019.3.381
  22. Gumperz J.J.  Interethnic Communication. In: Coupland, N., Jaworski, A. (eds) Sociolinguistics. Modern Linguistics Series. – London: Palgrave, 2019. P. 395–407. DOI: 10.1007/978-1-349-25582-5_31  
  23. Dzhamaludinova Z.G., Mirzaeva A.S., Magomedov D.Z.  The Development of a Culture of Interethnic Communication in A Multinational Society. European Publisher, 2020. — 838 p. DOI: 10.15405/epsbs.2020.01.7
  24. Kim Y.Y. 18 Interethnic communication: An interdisciplinary overview». Intercultural Communication, edited by Ling Chen, Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2017, pp. 389-414. DOI: 10.1515/9781501500060-018
  25. Pieragostini F., Casara B.G.S., Suiter C. Interethnic Communication. Oxford Research Encyclopedia of Communication, 2017. DOI: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.473

Библиографическая ссылка: Пронина Н.А. Развитие культуры межнационального общения у дошкольников // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 179-190.