ISSN 2409-7616

Мельникова В.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

УДК 378.4

Мельникова В.В.1 (Хабаровск, Россия) — 010169@togudv.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация. В настоящее время в связи с трансформациями, происходящими в системе образования, и новыми требованиями как к учащимся, так и к педагогам, проблема развития субъектности приобретает особую значимость. Профессиональная субъектность педагога сегодня рассматривается как детерминанта его личностного и профессионального развития, а также как важнейшее условие развития субъектности учащихся и системы образования в целом. Для целенаправленного развития профессиональной субъектности будущих педагогов на этапе их обучения в вузе требуется определение ее сущностного содержания и операциональных характеристик. Целью статьи является концептуализация понятия «профессиональная субъектность будущего педагога», а также определение её компонентной структуры, критериев и конкретных показателей, позволяющих оценить степень её развития. На основе анализа психологических и педагогических исследований были выделены наиболее значимые субъектные качества и определена структура профессиональной субъектности будущих педагогов, представляющая собой систему индивидуально-специфических качеств и способностей личности студента, обеспечивающих успешность учебно-профессиональной деятельности и направляющих его профессиональное становление и развитие. Автором разработана модель профессиональной субъектности будущего педагога, включающая два ключевых компонента: мотивационно-прогностический и регулятивно-деятельностный, каждый из которых описан через набор критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень ее сформированности. В заключении статьи обозначены перспективные направления дальнейших исследований. Предложенная теоретическая модель профессиональной субъектности будущих педагогов предоставляет возможности для ее экспериментального изучения и диагностики, а также способствует дальнейшему решению задач по определению оптимальных условий и разработке методов ее развития в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова. субъект, субъектность, агентность, профессиональная субъектность будущего педагога, субъектная активность, саморазвитие, саморегуляция, модель профессиональной субъектности, субъектные качества, профессионально значимые способности.

Список источников:

  1. Кожевникова М.Н., Асмолов А.Г., Борисов С.В. [и др.] «Образование человека в третьем тысячелетии: проблемы, цели и ценности образования в современном мире». Круглый стол, Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена // Ценности и смыслы. 2021. № 6(76). С. 117-149.  DOI: 10.24412/2071-6427-2021-6-117-116-149
  2. Абрамова В.В., Ромм Т.А. Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания // Социально-политические исследования. 2022. № 2(15). С. 139-151. URL: https://elibrary.ru/teqrcj
  3. Будникова С.П. Анализ компонентов структуры профессиональной субъектности будущих педагогов // Педагогика и психология образования.  2018. № 4. С. 191-202. URL: https://elibrary.ru/ytvnjz
  4. Волкова Е.Н. Структура субъектности современного педагога / Е. Н. Волкова // Мир психологии. 2023. № 2(113). С. 52-60.  DOI: 10.51944/20738528_2023_2_52
  5. Гусельцева М.С. Проблема субъекта с позиции культурно-аналитического подхода / М. С. Гусельцева // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 2. С. 104-114. DOI: 10.31857/S020595920008570-3
  6. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмеология. 2016. № 1(57). С. 8-13. URL: https://elibrary.ru/vtnlob
  7. Дмитроченко Т.В., Калугина Н.А. Реализация современных образовательных технологий в процессе формирования профессиональной субъектности будущих учителей // Ценности и смыслы. 2024. № 3(91). С. 84-100. URL: https://elibrary.ru/quxbzf
  8. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3-16. URL: https://elibrary.ru/zwyxpf
  9. Качество педагогического образования: учеб. пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2012. — 200 с.
  10. Кролевецкая Е.Н. Полисубъектность личности будущего педагога как психолого-педагогическое явление // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 162-165. URL: https://elibrary.ru/iamjto
  11. Кузнецова М.Д. Перспективы разработки малопараметрических моделей субъектности в психологии // Перспективы направления психологической науки. — М.: ВШЭ. 2012. — С. 204–231.
  12. Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 25, № 3. С. 135-153. URL: https://elibrary.ru/ncjxar
  13. Абульханова-Славская К.А. Личность как субъект деятельности / Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В.А. Бодров. – Москва: Пер Сэ: Логос, 2007. — С.119-124.
  14. Моросанова В.И. Актуальные направления исследования осознанной саморегуляции в образовании и профессиональном самоопределении / В. И. Моросанова // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы V Международной научно-практической конференции. – Пятигорск: Научный мир, 2018. – С. 9-16. URL: https://elibrary.ru/xypzid
  15. Научные подходы в современной отечественной психологии. —  Москва: Институт психологии РАН, 2023. – 759 с. URL: https://elibrary.ru/iakydo
  16. Осницкий А.К. Регуляторный опыт-основа субъектной активности человека // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. №. 2. С. 17-34.
  17. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19. URL: https://elibrary.ru/svzneu
  18. Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / И. В. Абакумова, С. В. Алехина, О. В. Андрюшкова [и др.]; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону — Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. – 612 с. URL: https://elibrary.ru/vslltj
  19. Петровский В.А. Субъектность Я в персонологической ретроспективе / В. А. Петровский // Мир психологии. 2021. № 1-2(105). С. 174-193. URL: https://elibrary.ru/kenluo
  20. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1996. – 318 с.
  21. Сергиенко Е.А. Индивидуальный субъект в психологии / Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, Н. Е. Харламенкова // Разработка понятий современной психологии / Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – Москва: Институт психологии РАН, 2018. – С. 63-115. URL:  https://elibrary.ru/xzzdit
  22. Р.К. Технология интегративной оценки уровня субъектного становления будущего педагога / Р. К. Сережникова // Новые исследования новой эпохи. Опыт теоретического и эмпирического анализа: монография. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 33-50. URL: https://elibrary.ru/emuelu
  23. Формирование ключевых навыков человека XXI века: методическое пособие для авторов учебников, экспертов, учителей / под ред. И.М. Осмоловской, В. В. Серикова. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. — 180 с.
  24. Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш., Вафина В.Р. Студент вуза как субъект учебно-профессиональной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6(95). С. 20-27. URL: https://elibrary.ru/rmunpr
  25. Шадриков В.Д. Психология педагогических способностей: Монография / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – 219 с. URL: https://elibrary.ru/kdzage

Библиографическая ссылка: Мельникова В.В. Профессиональная субъектность будущих педагогов: концептуализация понятия // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 153-167.