ISSN 2409-7616

Катханова Ю.Ф., Юй С.

ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ И ДИЗАЙНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378

Катханова Ю.Ф.1 (Москва, Россия) lokalline@mail.ru; Юй С.1 (Москва, Россия) 864079527@qq.com

1Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Образование в области искусства и дизайна имеет большое значение не только в плане получения знаний и развития таланта, но и в использовании инноваций для развития искусства, культуры и дизайна, а также в повышении конкурентоспособности. Дизайн-мышление представляет собой инновационный подход, который помогает создавать продукты, услуги, сервисы и пространства, ориентированные на пользователя. Однако, поскольку популярность этого метода всё ещё растёт, многие люди ошибочно ассоциируют его с названием, которое не совсем точно отражает его суть. В России дизайн-мышление пока не получило такого широкого распространения, как на Западе. Это противоречие привело к необходимости более глубокого анализа самого термина и выявления его основных принципов. Ещё больше путаницы возникает, когда дизайн-мышление объединяют с процессом архитектурного проектирования. В этом случае некорректное название метода может создать ложные ожидания и увести в сторону дизайнерского мышления в архитектуре. Взяв за отправную точку понятие дизайн-мышления, авторами в этой статье анализируется взаимосвязь между культурной и креативной индустриями и дизайн-мышлением, обсуждается роль дизайн-мышления в процессе преподавания искусства и дизайна, содержание и методы преподавания, а также предлагается новая перспектива трансформации и развития образования в области искусства и дизайна.

Ключевые слова: художественный дизайн, образование в области дизайна, дизайнерское мышление.

Список источников:

  1. Богомолова И.С. Дизайн-мышление: от названия к сути метода // Архитектура и современные информационные технологии. 2023. № 4 (65). С. 92-102. URL: https://elibrary.ru/pxenvy
  2. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе. – М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2012. — 256 с. ISBN 978-5-00117-819-4
  3. Вартанова Л.К. Методы и приемы дизайн-мышления при проектировании в графическом дизайне // Горизонты гуманитарного знания. 2023. № 2. С. 3-12. URL: https://elibrary.ru/jeynps
  4. Елькина Е.Л., Черокова А.В. Алгоритм развития креативности в процессе профессиональной подготовки студентов // Учебный эксперимент в образовании. 2024. № 1 (109). С. 15-25. URL: https://www.elibrary.ru/bkpmnk
  5. Катханова Ю.Ф., Корыгин А.И. Влияние цифровых технологий на искусство // Преподаватель XXI век. 2024. № 2-1. С. 222-231. URL: https://elibrary.ru/odymgt
  6. Коденко И.Ю. Индивидуально-интегративная технология в подготовке будущих дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 83-1. С. 127-130. URL: https://www.elibrary.ru/azgxau
  7. Кувшинова Г.А. Понятие «дизайн» в образовательно-знаниевой парадигме // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 2 (137). С. 54-63. URL: https://www.elibrary.ru/fkcpra
  8. Кувшинова Г.А. Современное содержание понятия «дизайн» в контексте дизайн-образования // Сибирский педагогический журнал. 2024. № 5. С. 26-37. URL: https://www.elibrary.ru/gjufly
  9. Кузьмина А.А., Павловская Е.Э. Дизайн-мышление: в лабиринтах понятия // Архитектон: известия вузов. 2024. № 2 (86). URL: https://elibrary.ru/nsspyp
  10. Кузьмина А.А., Павловская Е.Э. Трудности перевода или коварные проблемы дизайн-мышления /// Техническая эстетика и дизайн-исследования. 2024. Т. 6, № 2. С. 99-105. URL: https://elibrary.ru/abiblr
  11. Мардов С.Х. Дизайн-мышление: теоретические аспекты и практическое значение в процессе графического образования // Среднее профессиональное образование. 2024. № 6 (346). С. 15-18. URL: https://elibrary.ru/qcpvrg
  12. Салтыкова Г.М. Дизайн-мышление как метод решения проектных задач в обучении студентов художественных вузов // Преподаватель XXI век. 2023. № 3-1. С. 223-231. URL: https://elibrary.ru/gskgdc
  13. Сырова Н.В., Лошкарева А.С., Куванова Н.С. Развитие дизайнерского мышления студентов как основы профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 325-328. URL: https://www.elibrary.ru/fnecuc
  14. Цао С. Обучение детей дизайну в рамках внешкольного художественного образования в Китае // Психология и психотехника. 2023. № 3. С. 191-198. URL: https://www.elibrary.ru/xpwuny
  15. Юй С. Дизайн-мышление в искусстве и дизайнерском образовании / С. Юй // Современное художественное образование: сотрудничество и взаимодействие: Материалы Международной научно-практической конференции. – Москва: Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, 2023. —  С. 196-202. URL: https://elibrary.ru/hevklj

Библиографическая ссылка: Катханова Ю.Ф., Юй С. Проектное мышление в искусстве и дизайнерском образовании // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 216-223.