ISSN 2409-7616

Казинец В.А., Тринадцатко О.А.

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА

УДК 378.1

Казинец В.А.1 (Хабаровск, Россия) — vakazinec@mail.ru; Тринадцатко О.А.1 (Хабаровск, Россия) — olga.demidko@yandex.ru

1Тихоокеанский государственный университет

Аннотация.Подготовка современных педагогических кадров является стратегически важной и актуальной задачей для любой образовательной организации, так как именно педагоги закладывают основы для формирования интеллектуального, морально-нравственного, патриотического и культурного потенциал будущего поколения. В современных условиях система высшего педагогического образования должна не только обеспечивать базовые знания и навыки, но и соответствовать требованиям рынка труда и социальному заказу рынка труда. Для полноценной подготовки педагогических кадров в образовательной организации необходимы современные условия, квалифицированный профессорско-преподавательский состав, актуальные образовательные программы обучения, применение инновационных методов обучения и возможности для практической подготовки. Данная статья посвящена вопросам подготовки педагогических кадров в условиях современного вуза, который выступает исполнителем социального заказа рынка труда и государства, поскольку подготовка педагогических кадров в условиях высшего учебного заведения является важной и необходимой составляющей социального заказа. Целью статьи является разработка модели социального заказа в области подготовки педагогических кадров, а также анализ требований и условий, предъявляемых к образовательной организации в области подготовки педагогических кадров. В статье подчеркивается значимость взаимодействия вузов с потенциальными работодателями, образовательными учреждениями различных уровней для повышения качества и результативности педагогического образования. Автор делает вывод о необходимости постоянного взаимодействия между высшим учебным заведением и рынком труда для более качественной подготовки специалистов, отвечающим современным требованиям. Ведь современные образовательные организации остро нуждаются в квалифицированных, компетентных, мобильных, целеустремленных и творческих педагогах, способных эффективно и качественно работать в условиях современных образовательных тенденций.

Ключевые слова: педагогические кадры, социальный заказ, государство, рынок труда, образование, высшее учебное заведение.

Список источников:

  1. Алашев С.Ю., Голуб Г.Б., Кутейницына Т.Г. Структура требований российских работодателей к универсальным компетенциям учителя // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 5 (140). URL:  https://www.elibrary.ru/rfhvel
  2. Верзакова Д.А., Колмакова И.Д. Реализация государственного и муниципального социального заказа // Общество, экономика, управление. 2022. Т. 7, № 1. С. 5-11. URL: https://www.elibrary.ru/djsjpj
  3. Галустян О.В., Колбая И.Г., Бороздин С.А. Применение цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 1(290). С. 81-84. URL: https://www.elibrary.ru/bbtvkr
  4. Громкова М. Т. О социальном заказе современной системе профессионального образования // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: Материалы международной научно-методической конференции. — Караваево: Костромская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. — С. 27-33. URL: https://www.elibrary.ru/bmxnfs
  5. Гуляева В. А. Потребность в педагогических работниках на рынке труда будущего // Молодой ученый. 2019. № 23(261). С. 586-590. URL: https://elibrary.ru/zspotz
  6. Еремеева С. И. Индивидуальная образовательная траектория становления и развития студента — будущего учителя в процессе теоретической и практической профессиональной подготовки // Лига исследователей МГПУ: сборник статей студенческой открытой конференции. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2022. — С. 131-135. URL: https://www.elibrary.ru/nzzojy
  7. Богуславский М.В., Ладыжец Н.С., Неборский Е.В. Запросы ключевых стейкхолдеров региональному университету как фактор реализации социального заказа // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 43-54. URL: https://www.elibrary.ru/vqwdys
  8. Зиновьева Т.И. Формирования у педагога компетенций ХХI века как социальный заказ // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10, № 1. С. 184-191. URL: https://www.elibrary.ru/mfidgm
  9. Ларина Т.В. Индивидуальная образовательная траекториясовременного учителя естественнонаучного цикла // Инновационные технологии в образовательном процессе как составляющая качества образования. I Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции. — Мелитополь: Мелитопольский государственный университет, 2023. — С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/bowayx
  10. Лебедев О.Е. Самоопределение учащихся: педагогический анализ социального заказа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2024. № 211. С. 117-130. URL: https://www.elibrary.ru/yozjxe
  11. Лебедев О.Е. Социальный заказ и образовательная политика // Публичная политика. 2018. Т. 2, № 2. С. 10-37. URL: https://www.elibrary.ru/mwvvfx
  12. Лебедева Н.Г., Паладьев С.Л., Ходырев А.М. Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 47-53. URL:  https://www.elibrary.ru/abmeqk
  13. Мухамедьярова Н.А. Государственный заказ системе дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 2. С. 234-239. URL: https://elibrary.ru/pybcvb  
  14. Патрушева Т.В. Применение цифровых технологий в образовательном процессе // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2024. — С. 40-42. URL: https://www.elibrary.ru/gjqwcu
  15. Рогач О.В. Формирование социального заказа на образовательные услуги как механизм социального управления // Материалы Афанасьевских чтений. 2014. № 12. С. 188-193. URL: https://www.elibrary.ru/sxyzld
  16. Седова А.В. Социальный заказ в системе профессионального образования Оренбургской области // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 3-2. С. 284-290.
  17. Силайчев П.А. Философия образования: механизм социального заказа в профессионально-педагогическом образовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина».  2015. № 4(68). С. 12-17. URL: https://www.elibrary.ru/ulvctb 
  18. Суханова Ю.В. Структура социального заказа на дополнительное образование детей // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2, № 4. С. 222-225. URL: https://www.elibrary.ru/pybdqz
  19. Тенитилова К.С., Абаева С.М., Беляева В.Г. применение цифровых технологий в образовательном процессе // Трибуна ученого. 2023. № 6. С. 233-235. URL: https://www.elibrary.ru/lrvtva
  20. Тимошенко А.И., Иванова Е.Н., Моспан Т.С. Индивидуальные образовательные маршруты как средство формирования профессиональных качеств студентов педагогических вузов  // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3(35). С. 67-73. URL: https://www.elibrary.ru/ivcibx
  21. Ушакова В.М. Педагогический аспект социального заказа общества на современные знания в системе профессионального художественного образования // Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе художественного образования: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2011. С. 19-24. URL: https://www.elibrary.ru/yyrxnj
  22. Фрыгин А.В. Апробация государственного социального заказа: региональный аспект (на примере Московской области) // Управленческие науки в современном мире: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Реальная экономика, 2022. С. 69-71. URL: https://www.elibrary.ru/joyder
  23. Якушев М.В. Государственный и социальный заказы в сфере образования как содержательно-целевой ориентир при проектировании учебника // Педагогический журнал. 2014. № 4. С. 10-29. URL: https://www.elibrary.ru/tfqcit

Библиографическая ссылка: Казинец В.А., Тринадцатко О.А. Подготовка педагогических кадров в условиях вуза как составляющая социального заказа // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 224-236.