Быков А.К.
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.В. БАРАБАНЩИКОВА И ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 37.01
Быков А.К.1 (Москва, Россия) — akbikov@mail.ru
1Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматривается творческое наследие Александра Васильевича Барабанщикова, основателя военной педагогики и педагогики высшей военной школы, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в декабре 2024 года. Под парадигмальными понимаются взгляды, которые были или считаются поныне научно обоснованными и разделяемыми подавляющим большинством ученых — военных педагогов. На основе теоретического анализа совокупности научных работ и учебных пособий ученого-военного педагога, примененных методов понятийного и сравнительного анализа, контент-анализа были выявлены и кратко охарактеризованы следующие парадигмальные взгляды и идеи А.В. Барабанщикова: военная педагогика – самостоятельная отрасль педагогики, имеющая свой объект и предмет; методологические основы советской военной педагогики зиждятся на марксистско-ленинской методологии; комплексным понятием, отличающим военную педагогику от других отраслей педагогики, является военно-педагогический процесс; военная дидактика строится на основе взаимосвязанных и специфических закономерностей, принципов, функций, противоречий методов и форм обучения; основными научными подходами в анализе военно-педагогических явлений являются системный, процессный и личностно-социально-деятельностный подходы; в обучении военнослужащих, с учетом их взрослого возраста, находит широкое применение проблемно-деятельностная концепция обучения; комплексной характеристикой личности и деятельности офицера — военного педагога является его педагогическая культура; цели, задачи и содержание изучения военной педагогики как учебной дисциплины в военном вузе должны включать понимание ее как составной части военной науки, ее раздела воинского обучения и воспитания; методология и методика военно-педагогического исследования должна строиться в логике обязательной опытно-экспериментальной работы. Статья носит дискуссионный характер как по результатам обобщения парадигмальных взглядов А.В. Барабанщикова, так и в постановке вопроса направлений, путей и способов их развития в современных условиях.
Ключевые слова: А.В. Барабанщиков, военная педагогика, педагогика высшей военной школы, личностно-социально-деятельностный подход, проблемно-деятельностная концепция обучения.
Список источников:
- Алехин И.А. Барабанщиков Александр Васильевич (6 декабря 1924 -17 февраля 1997). Ученому, организатору, педагогу, человеку (к 90-летию со дня рождения) // Мир образования — образование в мире. 2014. № 4(56). С. 273-278. URL: https://elibrary.ru/thrbbt
- Алехин И.А. Генерал А.В. Барабанщиков – основатель советской военной педагогики // Военный академический журнал. 2019. № 3. С. 81–85. URL: https://elibrary.ru/qyxnis
- Алехин И.А., Быков А.К., Лямзин М.А. Творческие доминанты в научно-исследовательской деятельности профессора Александра Васильевича Барабанщикова // Мир образования — образование в мире. 2023. №2(90). С. 57-72. DOI: 10.51944/20738536_2023_2_57
- Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 2004. — 636 с.
- Борисов Н.Н., Пономарева О.Н., Елфимов Р.С. Наставник военных педагогов — генерал А.В. Барабанщиков: этапы жизненного пути // Молодежь. Образование. Наука. 2023. № 1(18). С. 18-24. URL: https://elibrary.ru/htlupn
- Быков А.К. Потенциал дисциплины «Психология и педагогика» в формировании универсальных компетенций у курсантов военных вузов // Образовательные ресурсы и технологии. 2024. №3. С. 60-67. DOI:10.21777/2500-2112-2024-3-60-67
- Вдовюк В.И. Военно-политическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: дис. … д-ра пед.наук: 13.00.01: Москва, 1983. — 430 с.
- Герасимов В. Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России: На материалах частей и подразделений сухопут. войск: дис … д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 1996. — 545 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000197032
- Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис. … д-ра педагогических наук: 13.00.01. 0 М., 2003. — 302 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000197032
- Елфимов Р.С., Пономарева О.Н. Основоположник военной педагогики и военной психологии СССР — генерал А.В. Барабанщиков: основные этапы профессиональной деятельности // Драгомировские образовательные чтения: Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции. Выпуск 5. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. — С. 178-183. URL: https://elibrary.ru/jpmxiy
- Киряшов Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 1981. — 439 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008947575
- Кравчун Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов: дис … д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 1973. — 434 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007416688
- Липский И.А. Прогнозирование развития военно-педагогических исследований: дис… д-ра пед. наук: 13.00.01. — Москва, 1995. — 436 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008115124
- Лямзин М.А., Гапончук Г.И. Обеспечение качества военного образования в новых условиях на основе апробированных педагогических идей (к 100-летию со дня рождения А.В. Барабанщикова) // Модернизация высшего образования в Российской Федерации: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. — Ульяновск: Зебра, 2024. — С.129-137. URL: https://elibrary.ru/cbbjla
- Лямзин М.А. Лицо созидателя (к 100-летию со дня рождения А.В. Барабанщикова) // Лицо человека в системах коммуникации: коллективная монография. — М.: Московский институт психоанализа, 2024. — С. 271-277.
Библиографическая ссылка: Быков А.К. Парадигмальные военно-педагогические взгляды А.В. Барабанщикова и их развитие в современных условиях // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 237-248.