ISSN 2409-7616

Максимова И.Р.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

УДК 372.881.1

Максимова И.Р.1 (Рязань, Россия) — inna_maksimova76@mail.ru

1Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем иноязычной подготовки будущих работников ФСИН – обучению английской устной монологической речи (АУМР). Целью обучения АУМР курсантов вузов ФСИН России определено обеспечение оптимальных условий для достижения каждым курсантом максимальных индивидуальных результатов в продуцировании подготовленных и неподготовленных монологов. Опираясь на цели, содержание и методы обучения АУМР курсантов вузов ФСИН, в статье основное вниманиеуделено отбору языкового материала для обучения. В статье определены критерии отбора языкового материала, осуществлен отбор лексических, грамматических, фонетических единиц, сверхфразовых единств и целостных текстов с учетом уровня обученности курсантов. Отбор фонетического материала осуществляется на основе критериев степени сложности, соответствия потребностям общения, нормативности. Отбор лексического материала осуществляется на основе критериев учета родного языка, профессионально-практической ценности и необходимости, коммуникативной ценности, тематичности, строевой способности. Отбор сверхфразовых единств – на основе критериев функциональности, информативности, профессиональной направленности, подлинности, учета уровня языковой и профессиональной подготовки курсантов, новизны информации. Отбор текстов – на основе критериев целостности, подлинности, профессиональной направленности, информативности, актуальности и значимости, учета уровня языковой и профессиональной подготовки курсантов.

Ключевые слова: английская устная монологическая речь (АУМР), курсанты вузов ФСИН, языковой материал, единицы отбора, критерии отбора.

Список источников:

  1. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. – Минск: Лексис, 2003. — 184 с.
  2. Бердичевский А.Л., Гиниатуллин И.А., Тарева Е.Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2019. — 368 с.
  3. Дроздова Т.В. Особенности обучения студентов монологическому высказыванию на иностранном языке в вузе // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2, № 2. С. 30-35. URL: https://www.elibrary.ru/uucukc
  4. Ильин А.Е. Использование техники «пила» в обучении английской монологической речи студентов неязыковых факультетов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. C. 40-48. DOI: 10.17513/spno.32553
  5. Бульдина И.А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 9-12. URL: https://www.elibrary.ru/xiewxt
  6. Нуртдинова Л.Р. Характеристика монологического высказывания // Вояджер: мир и человек. 2016. № 6. С. 157-162. URL: https://www.elibrary.ru/xhgoxl
  7. Безукладников К.Э., Назарова А.В. Обучение иноязычной монологической речи на интегративной основе // Язык и культура. 2017. № 39. С. 135-153. DOI: 10.17223/19996195/39/9
  8. Кухаренко С.В. Особенности обучения устной монологической речи // Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского: сб. докладов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2021. С. 263-268. URL: https://www.elibrary.ru/bfqyld
  9. Налобина Е.П. К вопросу об основных методах обучения монологической речи на занятиях немецкого языка // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2024. Т. 18, № 1. С. 117-123.
  10. Пендюхова Г.К. Совершенствование обучения монологическому высказыванию на английском языке в вузе // Мир образования — образование в мире. 2014. № 3 (55). С. 204-207. URL: https://www.elibrary.ru/snihsp
  11. Габеева К.А. Развитие умения монологической речи на английском языке: этапы работы // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 189-205. URL: https://www.elibrary.ru/ypfqyh
  12. Мойса Е.С. Парадигма обучения межъязыковой коммуникации магистрантов технических вузов при изучении английского языка // Преподаватель XXI век. 2017. № 2-1. С. 127-131. URL: https://www.elibrary.ru/yusght
  13. Крымцова Т.В., Юдачева Е.А., Дикова О.Д. Обучение основным видам речевой деятельности на иностранном языке студентов инженерных специальностей // Гуманитарный вестник. 2016. № 1 (39). С. 1-13. URL: https://www.elibrary.ru/vljjvn
  14. Белова Л.А., Слабышева А.В. Создание условий для реализации коммуникации на уроке иностранного языка // Профессиональное образование: теоретические и прикладные аспекты лингводидактики. – Кемерово: КузГТУ, 2017. С. 37-41. URL: https://www.elibrary.ru/yozxfx
  15. Тимофеева Е.М. Развитие монологической речи на уроках английского языка в девятом классе // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). С. 60-61.
  16. Ткачева И.А., Василенко В.А., Малышкина М.В. Монологическая речь как средство обучения студентов профессионально ориентированному чтению // Ученые записки СПбУТУиЭ. 2017. № 3 (59). С. 5-9. URL: https://www.elibrary.ru/ymarke

Библиографическая ссылка: Максимова И.Р. Особенности обучения английской устной монологической речи курсантов вузов ФСИН России // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 260-269.