ISSN 2409-7616

Рыбакова Е.В., Гаязова Г.А., Кутдусова А.А.

МЕХАНИЗМЫ АУТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СИТУАЦИИ НЕБЛАГОПРИЯТНО ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО ОКРУЖЕНИЯ

УДК 37.012

Рыбакова Е.В.1 (Уфа, Россия) — evrybakova19@mail.ru; Гаязова Г.А.1 (Уфа, Россия) — gulshat_g@bk.ru; Кутдусова А.А.1 (Уфа, Россия) — kutdusova.nastya@bk.ru

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. Аутизация детского населения и уже более старших поколений граждан как научная, психолого—педагогическая проблема представлена ныне целым рядом направлений, моделей сопровождения, обеспечительных мер и институций в силу высокого значения рисков и отягощений, испытываемых семьями и широкой общественностью, отражающихся в социальной, медицинской, образовательной сфере всех территориальных субъектов РФ и вместе с тем объединяющих отечественную науку и практику с зарубежными коллегами, тем более что преемственность наших усилий способствует развитию как специально-образовательной сферы и научно-образовательного сотрудничества в целом, — так и обеспечивает возможность для граждан с РАС и их семей продолжать получать эффективную помощь после переезда, окончания лечения за рубежом и в других случаях, требующих интернационализированной совместимости адресной поддержки. В значительной степени проблемные и ресурсные последствия аутистических дизонтогений мы представляем вариативно, в силу разноплановости и изменчивости процессов и явлений, детерминирующих динамику событий онтогенетического и филогенетического значения. В данном плане вариативность этиологии и симптоматики коммуникативно-когнитивной дисфункции синергирует с дефицитами семейных взаимоотношений, в которых трудно бывает разнести причинно-следственные связи, — но необходимо построить эффективную и максимально безопасную (в том числе социально безопасную) среду. Моделирование и коррекция семейного взаимодействия здесь требует учитывать возможное влияние различных факторов, мы рассматриваем в данном исследовании отягощение отчуждающих механизмов, связанных с изменениями поведения, внешности близких людей. Важнее, как правило, — родителей. Но бабушки и дедушки, сиблинги и другие люди также могут перегрузить, отяготить, драматизировать и исказить коммуникативную готовность детей и взрослых, страдающих РАС. Проблематику такого рода исследовали участники международных проектов научно-образовательного сотрудничества нашей кафедры, Межрегиональной Межведомственной Интернет-Гостиной «Белая Речь», представители студенческих научно-волонтёрских объединений, общественность, выявляя текущий статус детерминации, динамические показатели, интерпретацию наблюдаемой картины учёными и практиками, эффективность применяемых средств и возможности прогнозирования процессов.

Ключевые слова: аутизм, дети, семья, коммуникация, изменение внешности и поведения близких, международное научно-образовательное сотрудничество, Межрегиональная Межведомственная Интернет-Гостиная «Белая Речь», студенческие научно-волонтёрские объединения.

Список источников:

  1. Трушкина С.В. Мультидисциплинарный подход к диагностике, терапии и профилактике нарушений развития у детей в первые годы жизни // Аутизм и нарушения развития. 2024. Т. 22, № 1. C. 3-8. DOI: 10.17759/autdd.2024220101 
  2. Переверзева Д.С., Тюшкевич С.А., Брагинец Е.И. Опыт адаптации инструмента оценки академических достижений с учетом особенностей детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19, № 4 (73). C. 15—23. DOI: 10.17759/autdd.2021190402
  3. Иванов М.В., Симашкова Н.В., Козловская Г.В. Клинико-психологические подходы к профилактике психических расстройств раннего детского возраста // Психиатрия. 2015. № 3(67). С. 22-27.
  4. Морозов С.А., Морозова С.С., Морозова Т.И. Исследование отношения родителей к особенностям развития своих детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19, № 4 (73). C. 32-39. DOI: 10.17759/autdd.2021190404
  5. Боднар Л.А., Скрипников А.Н., Животовская Л.В. [и др.] Факторы риска расстройств аутистического спектра. Обзор литературы // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. 2021. Т. 12, № 2. С. 291-302. DOI: 10.34883/PI.2021.12.2.010
  6. Панцырь С.Н., Красносельская Е.Л., Данилина К.К. [и др.] Программа консультивного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, «Кашенкин луг». Опыт оценки эффективности // Аутизм и нарушения развития. 2021. Т. 19, № 4 (73). C. 50-61. DOI: 10.17759/autdd.2021190406
  7. Богачева О.И., Иванов М.В., Симашкова Н.В. Психообразовательный подход: предпосылки, модели, работа с родителями детей // Психическое здоровье. 2021. № 11. С. 72-79. URL: https://www.elibrary.ru/hkqnfm
  8. Баенская Е.Р. Разделенное переживание – путь терапии детского аутизма // Альманах ИКП РАО. 2014. № 20.
  9. Стейнберг А.С., Восков А.Л. Рекомендации по созданию инклюзивной среды на мероприятиях с участием людей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16, № 4. С. 52–56. URL: https://www.elibrary.ru/vrqesi
  10. Kliemann D., Dziobek I., Hatri A. et al. Atypical reflexive gaze patterns on emotional faces in autism spectrum disorders // Journal of Neuroscience, 2010. Vol. 30. No. 37. P. 12281-12287. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.0688-10.2010
  11. Sandin S. et al. The heritability of autism spectrum disorder // Jama. 2017. Vol. 318. No. 12. P. 1182-1184. DOI: 10.1001/jama.2017.12141
  12. Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В. Изучение и развитие ресурсов сотрудничества взрослых, сопровождающих ребёнка с РАС // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд. — Москва: Издательский Дом МИРАКЛЬ,  2018. — С. 283-285. URL: https://elibrary.ru/vvjmqu
  13. Султанова Р.М., Гаязова Г.А., Рыбакова Е.В.. Современный личностно-правовой аспект адресного сопровождения детей с РАС // Развитие российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд.. — Москва: Издательский Дом МИРАКЛЬ,  2018. — C. 280-283. URL: https://elibrary.ru/yykvwh
  14. Рыбакова Е.В. Системное благоприятствование развитию общества организации адресного сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Социальный капитал современного общества. Материалы работы II Международной научной конференции. —  Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2018. — С. 317-323. URL: https://www.elibrary.ru/vqlrng
  15. Рыбакова Е.В., Султанова Р.М., Гаязова Г.А. [и др.] Социально-правовые компоненты моделирования адресного сопровождения обучающихся с РАС // Вестник ЗКУ 2021. Т. 4(84). С. 5-13. DOI:10.37238/1680-0761.2021.84(4).26

Библиографическая ссылка: РыбаковаЕ.В., Гаязова Г.А., Кутдусова А.А. Механизмы аутизации детей в ситуации неблагоприятно воздействующего окружения // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 249-259.