ISSN 2409-7616

Резер Т.М., Цао Ш.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ВУЗОВ КИТАЯ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

УДК 378.1

Резер Т.М.1 (Екатеринбург, Россия) — t.m.rezer@urfu.ru; Цао Ш.1 (Екатеринбург, Россия) — shuya.c@foxmail.com

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация. Статья посвящена историко-педагогическому и социальному аспектам профессиональной подготовки преподавателей русского языка для китайских университетов. Актуальность темы определяется возросшим интересом к русскому языку и культуре в Китае, в связи с чем предполагается, что высшие учебные заведения страны готовят квалифицированных преподавателей, которые способны обеспечить качественное образование. Целью данного исследования является анализ генезиса преподавания русского языка в китайских университетах и специфики подготовки преподавателей, а также изучение социальных факторов, повлиявших на развитие этого образовательного направления. Методологической основой данной работы является всесторонний анализ китайско-российских культурных и образовательных связей, которые рассмотрены в исторической ретроспективе. В статье также рассматриваются такие социальные последствия, которые оказали влияние на процесс подготовки преподавателей русского языка: развитие межкультурных коммуникаций и изменения в образовательном стандарте. Авторы называют основные проблемы, которые в настоящее время препятствуют качественной подготовке высококвалифицированного специалистов: это отсутствие программ по каждой специальности, приведение учебных планов в соответствие с современными требованиями, а также нехватка квалифицированных преподавателей. Новизна исследования заключается в том, что в нем систематизированы социальные и исторические факторы, которые оказывают влияние на процесс подготовки преподавателей русского языка для китайских высших учебных заведений. В двух словах, сделаны выводы, которые могут быть использованы в качестве основы для разработки более эффективных подходов и стратегий в подготовке преподавателей, что способствует повышению качества преподавания русского языка в китайских университетах.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, обучение русскому языку в Китае, профессиональная подготовка, подготовка преподавателей русского языка для вузов Китая, историко-социальные аспекты подготовки преподавателей русского языка для вузов Китая.

Список источников:

  1. И Синьцин Исследование сотрудничества в сфере высшего образования между Китаем и Россией // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 1А. С. 405-413. URL: https://elibrary.ru/uozoqm
  2. Го Лицзюнь, Сюй Хун История создания двуязычных русско-китайских словарей в Китае // Вопросы лексикографии. 2020. № 17. С. 111-130. DOI: 10.17223/22274200/17/6
  3. Донецкая С.С., Бин Ван Высшее образование в Китае: особенности системы управления в ведущих вузах страны // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22, № 1. С. 150-167. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-1-150-167
  4. Кубышкин А.И. Непересекающиеся прямые, или как американская модель университета работает в Китае, но не работает в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 2. С. 198-212. DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.2.14
  5. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния // Сравнительная политика. 2020. Т. 11, № 2. С. 139-150. DOI: 10.24411/2221-3279-2020-10025
  6. Ли Бин, Игна О.Н. Профессионально-методическая подготовка учителей в Китае: история и текущее состояние // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 6 (34). С. 172-182. DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-172-182
  7. Ли Вэньгэ, Ван Люно Преподавание русского языка в Китае: история и проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2023. Т. 15, № 3. С. 84-94. DOI: 10.14529/ped230307
  8. Ло Ваньци Подготовка педагогов в Китае: обзор китайских педагогических исследований за период 2012-2021 гг. // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11(125). С. 1-9. DOI: 10.23670/IRJ.2022.125.104
  9. Лэй Сун Опыт и перспективы сотрудничества Пекинского политехнического института с Россией в области высшего образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2021. Т. 66, № 1. С. 114-131. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2021.107
  10. Лю Хун Качественное развитие преподавания русского языка в вузах КНР на новом историческом этапе // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 2. С. 126-131. DOI: 10.51762/1FK-2022-27-02-12
  11. Павловский И.И. Россия и Китай: особенности взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2. С. 100-107. URL: https://elibrary.ru/uozoqm
  12. Пань Вэйцяо История, современность и проблемные аспекты подготовки будущих учителей русского языка в КНР // Современное педагогическое образование. 2021. № 10. С. 170-174. URL: https://elibrary.ru/myshfn
  13. Пань Вэйцяо Образовательная политика КНР в системе подготовки будущих учителей русского языка // Современное педагогическое образование. 2021. № 9. С. 90-94. URL: https://elibrary.ru/zzrjwl
  14. Си Чжэньсинь Система подготовки преподавателей русского языка как иностранного в Китае // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 3. С. 15-28. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11013
  15. Синяков А.С. Подготовка педагогических кадров в КНР: этапы развития, проблемы, решения // Современное педагогическое образование. 2023. № 12. С. 45-47. URL: https://elibrary.ru/vigqra
  16. Цзюй Юньшэн, У Ляньлянь Исследование моделей подготовки профессиональных кадров со знанием русского языка в китае в рамках инициативы «один пояс — один путь» 2024 // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. Т. 27, № 1. С. 35-43. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-3
  17. Юэ Цян, Кичик К.В. О подготовке в СССР кадров для китайской революции (об истории школы иностранных языков в юянли) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2023. Т. 64, № 5. С. 125-144. DOI: 10.55959/MSU0130-0083-8-2023-64-5-125-144
  18. Ян Кэ, Шарафутдинов Д.Р. Новаторские подходы к подготовке специалистов по русскому языку в Китае // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 2. С. 132-140. DOI: 10.51762/1FK-2022-27-02-13   
  19. Li Jianmin. Contemporary Russia’s Economic Transition and Development and China-Russia Economic and Trade Cooperation // Social Sciences in China. 2021. Vol. 42. No. 4. P. 158-178. DOI: 10.1080/025292`03.2021.2003601   
  20. Lukin A. The Russia–China entente and its future // International politics. 2021. Vol. 58. No. 3. P. 363-380. DOI: 10.1057/s41311-020-00251-7   
  21. Luzyanin S.G. The Present and Future of Russia–China Relations // Herald of the russian academy of sciences. 2020. Vol. 90. No. 1. P. 9-14. DOI: 10.1134/S1019331620010190    
  22. Tao Yuan, Jiang Zhanhao An investigation into career development contexts of university Russian language teachers in China (1949-2019) from the perspective of ecological theory // Chinese Journal of Applied Linguistics. 2021. Vol. 44. No. 2. P. 166-186. DOI: 10.1515/CJAL-2021-0010  
  23. Tao Yuan. Russian language teachers’ professional agency against the backdrop of the New National Teaching Quality Standards in China: an ecological perspective // Current Issues in Language Planning. 2022. Vol. 23. No. 4. P. 347-370. DOI: 10.1080/14664208.2021.1988420
  24. Westra R. The Question of Socialism in China: An Introduction // Journal of Contemporary Asia. 2023. Vol. 53. No. 5. P. 749-766. DOI: 10.1080/00472336.2023.2236631
  25. Yu Lei, Sui S. China-Russia Strategic Partnership: The Strategic Fulcrum of China’s Rise? // International Journal. 2024. Vol. 79. No. 1. P. 40-60. DOI: 10.1177/00207020241232987
  26. Zhou Hongwei. Developing critical thinking skills in Russian language studies: Online learning tools in Chinese universities // Foreign Language Annals. 2022. Vol. 55. No. 1. P. 98-115. DOI: 10.1111/flan.12583

Библиографическая ссылка: Резер Т.М., Цао Ш. Профессиональная подготовка преподавателей русского языка для вузов Китая: историко-педагогический и социальные аспекты // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 86-102.