ISSN 2409-7616

Бакулина А.А., Ковтун Н.В., Костикова Л.П.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «ОБУЧЕНИЕ СЛУЖЕНИЕМ»

УДК 378

Бакулина А.А.1 (Рязань, Россия) — a.bakulina.rsu@yandex.ru; Ковтун Н.В.1 (Рязань, Россия) — natalja-v-kovtun@yandex.ru; Костикова Л.П.1,2 (Рязань, Россия) — l.p.kostikova@gmail.com

1Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

2Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России

Аннотация. В современном высшем образовании проектная деятельность социальной направленности занимает значимое место в процессе реализации педагогического подхода «обучение служением» в университете. Цель исследования — проанализировать содержание проектов социальной направленности и определить их роль в формировании педагогического подхода «обучение служением». Исследование основано на проектном методологическом подходе, который по мнению Э.Ф. Зеера, рассматривает проектирование как компонент содержания обучения и как основу учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Базой исследования стал отдел проектно-грантовых инициатив и научной деятельности Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, который выступил в качестве организатора двух представленных в статье проектов: проект «Профориентационный форум для молодежи с ОВЗ «Ориентир» и «Интеллектуально-образовательный тренинг «Я изобретаю». Анализ содержания проектов показал, что под руководством опытных наставников студенты, участвовавшие в реализации проектов, получили навыки взаимодействия с различными группами учащихся, оказали помощь в профессиональном ориентировании ребят, приобрели опыт педагогического взаимодействия с учащимися старших классов общеобразовательной школы. Педагогический подход «обучение служением» способствует развитию волонтерского движения, формированию гражданской позиции, стимулированию ответственности и самостоятельности молодежи. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении теории профессионального образования способами организации проектов социальной направленности, технологией осуществления проектной деятельности в контексте педагогического подхода «обучение служением». Практическая значимость выражается в возможности применения представленного опыта в организации работы студентов с детьми с особенностями развития, с талантливой молодежью, в практической подготовке будущих специалистов в процессе их обучения в университете.

Ключевые слова: проектная деятельность, проекты социальной направленности, «обучение служением», профессиональная ориентация, дети с ОВЗ, талантливые дети.

Список источников:

  1. Актуальные вопросы подготовки специалистов в современных условиях / И. А. Мурог, А. Ф. Маруков, Л. П. Костикова [и др.]. — Рязань: Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, 2023. — 183 с. URL: https://elibrary.ru/byvnjt
  2. Безносюк Е.В., Куликова Л.Б. Социально-педагогическое проектирование в условиях общеобразовательной организации // ЦИТИСЭ. 2024. № 1(39). С. 465-471. URL: https://elibrary.ru/lnommt
  3. Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М. Ценности личности в представлениях о волонтерской деятельности у студентов университетов // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 2. С. 140-165. URL: https://elibrary.ru/ueavgf
  4. Васильева О.Ю., Басюк В.С., Иванова С.В. Наставничество: вчера, сегодня и завтра // Педагогика. 2023. Т. 87, № 8.  С. 5-17. URL: https://elibrary.ru/qksbcwvv
  5. Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф. [и др.] Волонтерская деятельность учащейся молодежи: социальная значимость и основания мотивированного отказа // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 10. С. 200-230. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-200-230
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь: сборник. — Москва: АСТ, 2008. URL: https://www.elibrary.ru/qxtpeh
  7. Галкина А.Д., Никольский В.С. «Воспитание чувства долга и ответственности перед обществом»: специфика подхода «Обучение служением» в Китае // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 3. С. 141-161. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-3-141-161
  8. Горлова Н.И., Старовойтова, Л.И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2(36). С. 226-235. URL: https://www.elibrary.ru/bgrkii
  9. Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Обучение служением: методика формирования гражданской активности и социальной ответственности студенческой молодежи // ЦИТИСЭ. 2024.  № 2(40). С. 17-31. URL: https://www.elibrary.ru/zpikqq
  10. Заякина Р.А. Готовность российского студента к профессиональному служению: от действительного к желаемому // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. С. 73-88. URL: https://www.elibrary.ru/esylds
  11. 10.17853/1994-5639-2016-7-40-56
  12. Е.Н. [и др.] К вопросу об использовании проектной методики на занятиях в вузе // ЦИТИСЭ. 2023. № 1(35). С. 492-500. URL: https://www.elibrary.ru/lxzvgz
  13. Ковтун Н.В., Костикова Л.П., Федотова О.С. Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 9. С. 19-32. URL: https://www.elibrary.ru/fkegir
  14. Мелешенко В. А. Информационная война и современные аспекты информационного противоборства // Научный резерв. 2021. № 1(13). С. 73-79. URL: https://www.elibrary.ru/yxvbsz
  15. Меркле В.В. Обеспечение информационной безопасности в условиях информационной войны // Научный резерв. 2023. № 1(21). С. 76-83. URL: https://www.elibrary.ru/jmtzlq
  16. Никольский В.С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 12. С. 9-28. URL:  https://www.elibrary.ru/pwwcvl
  17. Пряхина А.В., Вострикова И.Ю., Рассохина И.Ю. Международная проектная деятельность вуза как инструмент формирования культурной компетентности обучающихся // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2023. Т. 12, № 5. С. 45-54. URL: https://www.elibrary.ru/gcclpq
  18. Ревкова Е.А. Проектные технологии в подготовке студентов- международников к профессиональной коммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11, № 2. С. 60-65. URL: https://www.elibrary.ru/xohzao
  19. Софронова Н.В. Особенности образовательного проектирования в военном вузе // Научный резерв. 2020. № 4(12). С. 108-117. URL: https://www.elibrary.ru/ilwjci
  20. Теличева Е.Г. О роли проектной деятельности обучающихся в структуре инновационного вуза // ЦИТИСЭ. 2024. № 1(39). С. 434-443. URL: https://www.elibrary.ru/siickz
  21. Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф. [и др.] Трансформирующая агентность учащейся молодежи как ресурс формирования гражданственности в сфере образования // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 4. С. 169-200. URL: https://www.elibrary.ru/pigvny
  22. Birdwell J., Scott R., Horley E. Active citizenship, education and service learning // Education, Citizenship and Social Justice. 2013. Vol. 8, No. 2. P. 185–199. DOI:10.1177/1746197913483683
  23. Ferrari J.R., Chapman J.G. Educating students to make a difference: Community-based service learning. — New York: Routledge, 2014. — 172 p. DOI:10.4324/9781315827674
  24. Heise Ch., Heinzel Fr. Academic mentoring projects between disadvantaged children and students. A method for the preparation of students for inclusive school settings // The Hungarian Educational Research Journal. 2020. Vol. 10 (3). P. 211-231. DOI: 10.1556/063.2020.00021
  25. Resch K., Schrittesser I. Using the Service-Learning approach to bridge the gap between theory and practice in teacher education // International Journal of Inclusive Education. 2023. Vol. 27, No. 10. P. 1118–1132. DOI:10.1080/13603116.2021.1882053

Библиографическая ссылка: Бакулина А.А., Ковтун Н.В., Костикова Л.П. Проектная деятельность социальной направленности: «Обучение служением» // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 73-85.