Хаустова И.В.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК 373.3
Хаустова И.В.1 (Орехово-Зуево, Россия) — irishkavoiteleva@inbox.ru
1Государственный гуманитарно-технологический университет
Аннотация. В статье раскрывается понятия «самоорганизация», содержание которого являлось предметом изучения в таких науках, как философия, синергетика, психология, педагогика. С точки зрения педагогики, самоорганизация обучающихся рассматривается не как врожденное качество личности, а как приобретаемое в учебно-воспитательном процессе. Это качество, с одной стороны, определяет успешность обучения, в том числе и профессионального, а с другой стороны, обуславливает личностное развитие обучающегося. Самоорганизацию следует рассматривать как комплекс умений и навыков, позволяющих эффективно управлять своим временем, оптимизировать труд, в том числе и учебный, планировать деятельность и контролировать ее результаты. Проявления самоорганизации можно видеть во многих аспектах жизни: здоровье, семье, работе, учебе, отдыхе. В статье особое внимание уделяется формированию и развитию самоорганизации в младшем школьном возрасте: поиску эффективных средств и форм развития у младших школьников самоорганизации как качества, необходимого для дальнейшего личностного развития обучающегося. В статье раскрыты компоненты самоорганизации младших школьников, которые касаются не только умения планировать деятельность (постановка цели, выбор способов ее достижения), но и метакогнитивных навыков, то есть способности осознавать собственные когнитивные процессы. Предложены различные методы формирования самоорганизации: от игровых упражнений и проектной деятельности до более серьёзных техник самоменеджмента, адаптированных к возрастным особенностям младшего школьника. Дается обоснование важной роли самоорганизации младших школьников для их гармоничного развития личности, успешности в учебе и дальнейшей жизни в сложном и динамичном современном мире.
Ключевые слова: самоорганизация, младший школьник, саморегуляция, планирование, прогнозирование, тайм-менеджмент.
Список источников:
- Яговкина Г.В. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младшего школьника в условиях реализации ФГОС // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2017. № 3(4). С. 60-64. URL: https://www.elibrary.ru/yttmmd
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. — М.: Мир и образование, 2020. — 1376 с.
- Новый энциклопедический словарь / гл. ред. А.П. Горкин. — М.: Большая Российская энциклопедия: РИПОЛ классик, 2006. — 1455 с. ISBN 5-85270-194-7.
- Бободжонова Н.Д. Проблема подростковой самоорганизации и самоорганизации в развитии его моральное чувство в семье // Вестник Педагогического университета. Серия 2: Педагогики и психологии, методики преподавания гуманитарных и естественных дисциплин. 2021. № 3-4(7-8). С. 160-167. URL: https://www.elibrary.ru/rhzniq
- Дьяков С.И. Мотивационно-ценностные конструкты самоорганизации личности в семантическом пространстве образования // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 1. С. 75-91. DOI: 10.15293/2658-6762.2101.05
- Зубова С.П., Лысогорова Л.В., Триндюк Т.В. О понятии самоорганизации в синергетике и педагогике // Гуманитарные Балканские исследования–Болгария. 2020. Т. 4, № 3 (9). С. 39–41. URL: https://www.elibrary.ru/jfqgrd
- Триндюк Т.В., Кочетова Н.Г., Лысогорова Л.В. О взаимосвязи понятий «самоорганизация» и «самообразование» // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4, № 4 (10). С. 20–22. DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0005
- Федько Л.А., Тараненко Е.В., Щепотьева Е.В. Самоконтроль и самооценка как составляющие самоорганизации в современном учебном процессе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 6-2. С. 98-101. URL: https://www.elibrary.ru/hwpvaf
- Чекалева Е.А. Теоретические основы процесса самоорганизации личности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (2). С. 260-263. URL: https://www.elibrary.ru/exojed
- Головочесова С.Н. Особенности формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников // Педагог-профессионал в школе будущего: Материалы II Всероссийской молодежной конференции. — Элиста: Джангар, 2019. — С. 33-37. URL: https://www.elibrary.ru/sdlklq
- Чемерилова И.А., Иванова Е.К. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2019. №1 (74). C. 253-255.
- Щербаков Ю.В. Навыки тайм-менеджмента для младшего школьника // Юный ученый. 2020. № 4(34). С. 135-138. URL: https://www.elibrary.ru/jwhsjl
- Тихомирова Л.Ф., Киселева Т.Г., Бурыкина Н.М. [и др.] Самоорганизация здоровья подростков // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4(15). С. 175-182. URL: https://www.elibrary.ru/nytahp
- Хаустова И.В., Воителева Г.В. Развитие самоорганизации младших школьников: историко-педагогический контекст // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 4. С. 119-124. URL: https://www.elibrary.ru/orhbqa
- Савина Н. В., Пупова А. С., Ступова А.А. К вопросу о формировании и развитии самоорганизации младших школьников и педагогов начального образования // Современные тенденции начального общего образования: Сборник статей по материалам ХV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. В 2-х частях. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2024. — С. 138-142. URL: https://www.elibrary.ru/mjwjqt
Библиографическая ссылка: Хаустова И.В. Особенности развития самоорганизации у детей младшего школьного возраста // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 116-123.