ISSN 2409-7616

Ткачева Ю.Г., Зинченко В.О.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОК ВУЗА ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ

УДК 378.091.2:30:009:316.361

Ткачева Ю.Г.1 (Луганск, Россия) — yulia23255@yandex.ru; Зинченко В.О.1 (Луганск, Россия) — metelskayvika@mail.ru

1Луганский государственный  педагогический университет

Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования готовности студенток к материнству в условиях учебного процесса вуза, что связано со значительными трансформациями брачно-семейных и родительских отношений, невысоким уровнем рождаемости в стране, необходимостью выработки новых подходов к реализации семейного воспитания и подготовке девушек к материнству. Отмечено, что традиционные методы формирования готовности к материнству с освещением ее физиологических и психологических аспектов, а также меры, предпринимаемые государством для поддержки материнства, не решают проблему увеличения рождаемости. Решение указанной проблемы связывается авторами с формированием готовности к материнству у девушек и молодых женщин в процессе получения высшего образования. В статье приведено авторское определение готовности к материнству и обозначена структура рассматриваемого феномена. В качестве гипотезы выдвинуто предположение о возможности повысить уровень сформированной у студенток готовности к материнству, используя потенциал социально-гуманитарных и экономических дисциплин. Охарактеризована методологическая основа исследования, которая опирается на ведущие положения системного, аксиологического, личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Приведена информация об организации экспериментальной работы, участников экспериментальной и контрольной групп. Охарактеризованы подходы к корректировке содержания социально-гуманитарных и экономических дисциплин, организации и наполнения практической составляющей их изучения, подбора эффективных форм, методов и средств обучения. Приведены данные о количественных результатах исследования и их статистической значимости, что позволило сделать вывод об эффективности предложенных авторами мер формирования готовности студенток к материнству посредством социально-гуманитарных и экономических дисциплин.

Ключевые слова: материнство, готовность к материнству, студентки, социально-гуманитарные дисциплины, экономические дисциплины.

Список источников:

  1. Юмашева И.А. Семейные ценности как инструмент внешней политики России // Культурологический журнал. 2021. № 3 (45). URL: https://elibrary.ru/gjsqsx
  2. Родина Т.Ю., Забугина А.А., Усяков Р.А. Демографическая проблема в России и пути ее решения, дополнительные меры поддержки многодетных семей // Научный журнал «Экономика. Социология. Право». 2024. №1(33). С. 94-99. URL: https://elibrary.ru/mebluh
  3. Шелемех К.Е., Петров Ю.А., Купина А.Д. Подготовка к беременности – выбор сознательной молодежи // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2021. Т. 17, № 2. С. 77–83. URL: https://elibrary.ru/uzewsy
  4. Дубынина Е.И., Селищева И.Н. Анализ проведения психофизической подготовки беременных к осознанному материнству в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: https://elibrary.ru/oxccpn
  5. Логунова Е.Е., Сёмкина И.А. Организация межведомственного взаимодействия как условие эффективной социально-педагогической работы по формированию репродуктивной культуры // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер: сб. науч. статей. — Витебск, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. — С. 136–138. URL: https://elibrary.ru/zjvlvu
  6. Столярчук Л.И., Грачев К.Ю. Модель процесса психолого-педагогического сопровождения формирования репродуктивной культуры учащейся молодежи // Известия ВГПУ. 2021. № 4 (157). С. 10–18. URL: https://elibrary.ru/qiiiyw
  7. Колобкова А.А. Формирование репродуктивного поведения студенческой молодежи в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 5А. Ч. II. С. 806–814. URL: https://elibrary.ru/epoqaz
  8. Илларионова И.В., Баранова Э.А. Возможности формирования готовности к материнству у студентов высших учебных заведений в ходе изучения психологических дисциплин (на примере дисциплины «Пренатальная и постнатальная психология») // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60). С. 477–481. URL: https://elibrary.ru/hnqxaw
  9. Ткачева Ю.Г., Зинченко В.О. Формирование готовности к материнству у студенток в системе высшего образования: результаты исследования // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 5. 28. URL: https://elibrary.ru/xmuxan
  10. Ткачева Ю.Г. Формирование у студентов вуза готовности к материнству: критериально-диагностическая база исследования // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. 2021. Т. 16, № 2. С. 121–128. URL: https://elibrary.ru/qskatr
  11. Donath O., Berkovitch N., Segal-Engelchin D. «I Kind of Want to Want»: Women Who Are Undecided About Becoming Mothers // Front. Psychol. 2022. Vol.13. P. 848-384. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.848384
  12. Martin L.J.  Delaying, debating and declining motherhood // Cult. Health Sex. 2021. Vol. 23. P. 1034-1049. DOI: 10.1080/13691058.2020.1755452
  13. Blackstone A., Howard H. Lived Experiences and Life Satisfaction of ChildFree Women in Late Life // The Family Journal. 2020. No. 28 (2). P. 159-167. DOI: 10.1177/1066480720911611
  14. Fisher B.M. Affirming Social Value: Women without Children // Childfree Across the Disciplines: Academic and Activist Perspectives on Not Choosing Children. Rutgers University Press, 2022. — P. 17-32.
  15. Verniers C. Behind the maternal wall: The hidden backlash toward childfree working women // Journal of Theoretical Social Psychology. 2020. Vol. 4, Issue. 3. P. 107-124. DOI: 10.1002/jts5.65 

Библиографическая ссылка: Ткачева Ю. Г., Зинченко В.О. Образовательный потенциал социально-экономических и гуманитарных дисциплин в формировании у студенток вуза готовности к материнству // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 7-15.