Антонова Т.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ОПОР ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
УДК 37.025.7
Антонова Т.В.1 (Брянск, Россия) — antonova.antonova22041973@yandex.ru
1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация. Статья рассматривает использование речевых опор при организации учебной коммуникативной деятельности студентов вуза. Под учебной опорой обычно понимают сформированную модель учебной деятельности, содержание которой может реализовываться по-разному, в зависимости от средств и способов познавательной активности студентов. Опора представляет собой «свернутое» предметное содержание речи участников диалога, которая ограничивает зону поисковой деятельности студента, формирует вектор мыслительной деятельности, концентрирует внимание на приоритетных характеристиках предмета беседы. Правильно сформулированная учебная опора снижает риск психологического напряжения обучающихся, количество ошибочных или неопределенных ответов. Мыслительные процессы формирования и формулирования идей, восприятия и порождения речи протекают легче, если студент опирается на собственный речевой или жизненный опыт. Именно с предъявления опоры начинается размышление, рассуждение, поиск правильных вариантов ответа. В системе обучения опоры постепенно, последовательно способствуют трансформации знаний студентов в умения и навыки. Методическая интерпретация тщательно отобранного преподавателем учебного материала не может обойтись без подготовки опорного материала, особенно на репродуктивном этапе коммуникативной деятельности. Выделенные принципы разработки опорных материалов, их разнообразие не исчерпывают освещенность опоры как методического понятия в научной литературе, что определяет актуальность работы. Целью статьи является изложение результатов применения учебных опор, способствующих развитию умений диалогической речи у студентов. Объектом исследования выступает аудиторная работа студентов в условиях учебного диалога. Предметом исследования является опорный речевой материал в учебном диалоге. Научная новизна исследования состоит в методическом отборе, обосновании и применении лексических речевых опор, в формулировке признаков, параметров для проверки эффективности предлагаемой методики.
Ключевые слова: учебный диалог, речевая задача, учебная опора, речевая опора, глагольная опора.
Список источников:
- Алимджанов А.А. Вопросно-ответная корреляция в современном американском политическом диалоге // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, №2 (27). С. 201–204. URL: https://www.elibrary.ru/ezetcd
- Бондаренко Н.В., Васьковская Е.Е., Косянчук С.В. Диалогизация как ресурс изучения языка в контексте обновления традиционных методов обучения // Гуманитарные балканские исследования. 2021. Т. 5, №1(11). С. 10–15. URL: https://www.elibrary.ru/rqtfql
- Гладкова К.Ю. Трактовки понятия «интеррогативность» в лингвистике // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2020. Т. 12, №2. С. 5–17. URL: https://www.elibrary.ru/mawmah
- Гузовская Е.В., Серебренникова С.Н., Николаева Л.А. Способы формирования коммуникативных навыков студентов в процессе выполнения самостоятельной работы // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2020. № 9. С. 185–187. URL: https://www.elibrary.ru/hxwors
- Елканова Т.М. Интегративные кластеры, конференц–анализ и интеррогатив как образовательные технологии // Международный научный журнал. 2021. № 5. С. 75–82. URL: https://www.elibrary.ru/hxwors
- Елканова Т.М. Интеррогативная технология обучения // Международный научный журнал. 2020. № 3. С. 149–154. URL: https://www.elibrary.ru/egxgrm
- Коженова Л.В. Учебный диалог в контексте информационной образовательной парадигмы // Заметки ученого. 2022. № 3–1. С. 173–176. URL: https://www.elibrary.ru/wuovlk
- Маринина Н.И. Роль профессионально–ориентированного текста в формировании коммуникативных навыков студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77–4. С. 233–235. URL: https://www.elibrary.ru/swafse
- Муканова Г.И. Вопросно–ответные единства в учебном диалоге // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. — С. 19–20. URL: https://www.elibrary.ru/ilokiz
- Муканова Г.И. Типы вопросительных предложений в учебном диалоге // Русский язык в поликультурном образовательном пространстве. — Астрахань: Цифровая типография «Нова» 2021. — С. 96–103. URL: https://www.elibrary.ru/habchu
- Сельмурзаева Х.Р., Багичева Ж.Б. Развитие коммуникативных навыков как необходимое условие формирования общекультурных компетенций у студентов бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–4. С. 258–261. URL: https://www.elibrary.ru/lhnyoo
- Старчикова И.Ю., Шакурова Е.С. Социально–философская дискуссия как метод формирования коммуникативных навыков у студентов // Глобальный научный потенциал. 2021. № 10 (127). С. 147–149. URL: https://www.elibrary.ru/jufybq
- Теницкий С.В. Педагогические методы формирования коммуникативных навыков у студентов вуза // Современные проблемы общества в исследованиях молодых ученых. – Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2021. — С. 143–148. URL: https://www.elibrary.ru/ehfvsf
- Турмагамбетова Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у студентов // Повышение качества образования, современные инновации в науке и производстве. – Прокопьевск: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2022. — С. 341–343. URL: https://www.elibrary.ru/vyyxme
- Хисамова Г.Г. Функционально-семантические типы вопросно-ответной формы поэтического диалога // Язык. Текст. Дискурс. 2019. № 17. С. 243–250. URL: https://www.elibrary.ru/wmibce
- Чалова О.Н. Интеррогативная составляющая научной дискуссии // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя А. Гуманітарныя навукі: гісторыя, філасофія, філалогія. 2019. № 1 (53). С. 86–91. URL: https://www.elibrary.ru/zaatjz
- Barak M. Educational ideals and classroom realities: Developing teachers’ concepts of dialogic pedagogy in real-world contexts // Teaching and Teacher Education. 2024. Vol. 138. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104401
- Beck S.W., Jones K. Fostering agency through dialogue in classroom writing assessment // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 124. DOI: 10.1016/j.tate.2022.104012
- Calcagni E., Ahmed F., Laura Trigo-Clapés A. [et al.] Developing dialogic classroom practices through supporting professional agency: Teachers’ experiences of using the T-SEDA practitioner-led inquiry approach // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 126. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104067
- Cui R., Teo P. Thinking through talk: Using dialogue to develop students’ critical thinking // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 125. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104068
- Hinojosa D.M. Practice what you teach: Onsite coaching and dialogic feedback to promote the appropriation of instructional strategies // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 111. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103582
- Holloway S.M., Xu S., Ma S. Chinese and Canadian preservice teachers in face-to-face dialogues: Situating teaching in cultural practices for West-East Reciprocal Learning // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 122. DOI:10.1016/j.tate.2022.103930
- Krasnoshchekova S. Question-answer pairs with negative lexemes in child-adult conversations. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербуржский государственный университет, 2022. — С. 53–55. URL: https://www.elibrary.ru/vovdqw
- Slakmon B. Effects of dialogic education on sense making: Changes in teachers’ narrative structure // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 115. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103748
- Ta T., Geron T., Levinson M. “The power of open dialogue”: Using normative case studies to facilitate ethical dilemmas discussions among school teachers // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 132. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104237
Библиографическая ссылка: Антонова Т.В. Использование речевых опор при организации учебной коммуникативной деятельности студентов вуза // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 139-152.