Вискова И.В.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
УДК 378.147
Вискова И.В.1 (Москва, Россия) — tuppence@yandex.ru
1Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения интерактивной доски как электронного дидактического средства в целях интенсификации обучения русскому языку на подготовительном курсе военного вуза. Раскрываются специфика обучения иностранных военнослужащих на подготовительном курсе, характеристика когнитивных особенностей современного поколения обучающихся, обладающих «цифровым сознанием»; обращается внимание на физиологические, психологические, социокультурные, лингвистические, языковые, предметно-профессиональные трудности, с которыми сталкиваются иностранцы в начале обучения. Выявляется сложная задача преподавателя: в сложившихся условиях организовать обучение русскому языку на подготовительном курсе таким образом, чтобы обеспечить освоение обучающимися коммуникативных навыков на русском языке на уровне В1 и подготовить их к обучению на 1-м курсе военного вуза. Излагается авторская классификация электронных дидактических средств, призванных помочь преподавателю интенсифицировать процесс обучения, приводится выборка тем рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык (как иностранный)», представляющих наибольшую сложность для освоения обучающимися. Представлена система заданий с применением интерактивной доски, которая может использоваться в целях интенсификации процесса обучения русскому языку на подготовительном курсе иностранных военнослужащих из стран дальнего зарубежья. На основе данных материалов был проведен эксперимент, включающий опрос преподавателей и электронное тестирование обучающихся по итогам изучения предложенных тем рабочей программы дисциплины. Результаты эксперимента проанализированы и изложены в данной статье. На основе проведенного эксперимента делается вывод, что применение интерактивной доски на учебных занятиях способствует интенсификации процесса обучения русскому языку на подготовительном курсе военного вуза.
Ключевые слова: интенсификация обучения, электронное дидактическое средство, интерактивная доска, подготовительный курс, военный вуз, русский язык как иностранный.
Список источников:
- Абдуллаева М.Х., Башарова Г.Г. Актуальность использования интерактивной доски в обучении иностранному языку студентов технических вузов // Экономика и социум. № 5-2 (92). С. 325–331 URL: https://www.elibrary.ru/gpevyv
- Артюхина М.С. Особенности современных средств обучения в контексте интерактивных технологий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 2. С. 76–81. URL: https://www.elibrary.ru/scnmvx
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987. — 78 с.
- Беляева Л.А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска: учебное пособие для вузов / Л.А. Беляева: — М.: Юрайт, 2024. — 183 с.
- Буляккулова Д.Э., Нигматуллина А.М. Современные средства обучения, их классификация // Вестник науки. 2022. № 4 (49). С. 49–60. URL: https://www.elibrary.ru/kdoffv
- Вискова И.В. Формирование у преподавателей навыков использования интерактивной доски как путь повышения эффективности обучения иностранных военнослужащих русскому языку // Русский язык в военном вузе. 2023. № 4 (12). С. 19–24. URL: https://www.elibrary.ru/fmmzkh
- Волоткович Д.А., Людвина Н.А. Средство интенсификации учебного процесса: использование интерактивной доски при проведении занятий по общепрофессиональным дисциплинам // Вестник военного образования. 2022. № 1 (34). С. 47-52. URL: https://www.elibrary.ru/botbvy
- Зенина Л.В., Каменева Н.А. Возможности современных компьютерных программ в процессе обучения иностранным языкам в вузе // Педагогика и психология образования. 2013. № 3. С. 57–60. URL: https://www.elibrary.ru/rfedvt
- Лингводидактическая стратегия обучения русскому языку как иностранному на этапе довузовской подготовки: монография / Т.Е. Токарева, Л.С. Красноперова, И.В. Вискова, О.Ю. Сидорова; под общ. ред. проф. Т.Е. Токаревой. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Военный университет, 2024. – 492 с. URL: https://www.elibrary.ru/gziqvu
- Перунова А.В. Интерактивная доска как средство повышения мотивации в изучении иностранных языков // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10. С. 79-81 URL: https://www.elibrary.ru/sxtlip
- Погорельская С.А., Асонова Г.А., Баранова С.Е. Практический опыт реализации интерактивной электронной доски для достижения коммуникативной компетенции при изучении русского языка как иностранного // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/xrbsip
- Провоторов Д.А. Использование интерактивной доски SMART в средней и общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2021. № 24 (366). С. 353–354.
- Симаков В.А. Классификация средств обучения: дидактические средства обучения как важнейший компонент образовательного процесса // Вестник военного образования. 2021. № 5 (32). С. 28–31. URL: https://www.elibrary.ru/tchqdo
- Scott H., Smith M. Innovation from necessity: digital technologies, teacher development and reciprocity with organizational innovation // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2024. Vol. 39(2). P. 170–187. DOI: 10.1080/02680513.2024.2307627
- Цупикова Е.В., Рахуба Л.Ф. Применение электронных дидактических средств: теория и практика обучения лингвистическим дисциплинам в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/bhbauu
- Шалдунова А.О. Использование интерактивной доски в образовательном процессе в современном колледже // Вестник МГПУ. Серия: Современный колледж. 2023. № 3 (7). С. 46–54. URL: https://www.elibrary.ru/zwcnxl
- Ярматов Ш. Эффективности и перспективы использования электронных дидактических средств в образовании // Central Asian Journal of Mathematical Theory and Computer Sciences. 2021. № 16.
Библиографическая ссылка: Вискова И.В. Интерактивная доска как средство интенсификации обучения русскому языку как иностранному в военном вузе // ЦИТИСЭ. 2025. № 1. С. 103-115.