ISSN 2409-7616

Иванушкина Н.В., Щипова О.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

УДК 378.147

Иванушкина Н.В.1 (Самара, Россия) — inw38641@mail.ru; Щипова О.В.1 (Самара, Россия) — shchipova@ssau.ru

1Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация. В данной статье проанализированы определения понятия «гибридное обучение». Рассмотрены особенности гибридного обучения в образовательном процессе вуза: активность, субъектность обучающихся, персонификация образовательного процесса, гибкость, одновременное онлайн и офлайн взаимодействие участников образовательного процесса. Авторами отмечено положительное влияние технологии визуализации, применяемой гибридной формы обучения на образовательный процесс вуза. В представленной статье приведён анализ различных аспектов организации гибридного обучения в высшем учебном заведении, таких как особенности организации взаимодействия между преподавателем и обучающимися, использование цифровых технологий, техническое оснащение учебных аудиторий. Преподаватели используют различные цифровые ресурсы в гибридном обучении онлайн-платформы, геймификация, социальные сети, ментальные карты, видеоконференцсвязь, онлайн-доски, онлайн-презентации, онлайн-тестирование. Авторами отмечено, что для успешной реализации гибридного обучения необходимо учитывать уровень сформированности цифровых компетенций преподавателей и обучающихся. Отмечены перспективы гибридного обучения в построении индивидуальной траектории обучения, а также оценки квалификаций. В статье представлены результаты анкетирования обучающихся, целью которого было изучение результативности гибридного формата обучения в вузе. Выявлено, что большая вовлеченность респондентов обеспечивается при гибридном формате обучения, также большинство обучающихся отмечают, что гибридная форма обучения способствует более высокому уровню усвоения материала. В ходе анкетирования выявлено, что респонденты предпочитают гибридный и онлайн форматы обучения, которые в настоящее время являются комфортными, гибкими, доступными, интересными, предоставляют возможность получать образования в различных обстоятельствах. Авторами раскрыты преимущества и недостатки гибридного обучения, определена перспективная роль гибридного обучения в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: гибридное обучение, образовательный процесс, электронное обучение, цифровые образовательные технологии, дистанционное обучение, онлайн-обучение, онлайн-курсы, офлайн-обучение, высшее образование.

Список источников:

  1. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, Вып. 1. С. 84–101. DOI: 10.21638/spbu12.2020.106
  2. Белова Е.Н., Андрюшкина Е.Ю. Этапы цифровой трансформации университета 4.0 в работах зарубежных учёных // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 20., № 4. C. 25-36. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2023.4.3
  3. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84-88. DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88
  4. Мантуленко В.В., Горячев М.Д. Цифровые медиа в профессиональном образовании: подрывные или поддерживающие инновации? // Казанский педагогический журнал. 2023. № 2(157). С. 46-51. DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.006
  5. Байбородова Л.В., Тамарская Н.В. Педагогические технологии для современного поколения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3(114). С. 8-16. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-8-16
  6. Вайндорф-Сысоева М.Е., Тихоновецкая И.П., Вьюн Н.Д. «Цифровой форсайт» — образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2(39). С. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-1
  7. Новикова Л.И., Згоржельская С.С., Соловьева Н.Ю. Гибридное занятие как новая форма обучения // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 2(38). С. 192-200. DOI: 10.24151/2409-1073-2023-2-192-200
  8.  Кизилова А.С., Фадеев Г.Н., Волков А.А. Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 1(22). С. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-1
  9. Мухаметзянов И.Ш. Организационно-управленческие проблемы смешанного и гибридного обучения // Информатика и образование. 2022. Т. 37, № 4. С. 19-24. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-4-19-24
  10. Рязанцева М.В. Гибридная модель обучения: инновации и традиции // Вестник педагогических наук. 2024. № 2. С. 53-58. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-2-53-58
  11. Везиров Т.Г. Методическая деятельность преподавателя вуза по разработке интерактивных форм обучения студентов магистратуры // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2(105). С. 129-130. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-129-130
  12. Баранников К.А., Ананин Д.П., Стрикун Н.Г., Алканова О.Н., Байзаров А.Е. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33-69. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-2-33-69
  13. Инютина А.А., Карташова В.Н. Современные LMS-системы как компонент организации гибридного обучения в высших образовательных учреждениях // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 1(61). С. 81-89. DOI: 10.24888/2073-8439-2023-61-1-81-89
  14. Белоновская И.Д., Кирьякова А.В., Горяйнова Т.А. [и др.] Развивающий потенциал технологий визуализации в гибридном обучении студентов // Образование и саморазвитие. 2021. Т. 16, № 3. С. 127-144. DOI: 10.26907/esd.16.3.12
  15. Амбросенко Н.Д., Ковалев И.В., Скуратова О.Н. Цифровая образовательная среда университета: модель организации гибридного обучения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2022. Т. 11, № 1(57). С. 34-38. DOI: 10.46548/21vek-2022-1157-0006
  16. Аймалетдинов Р.Т., Львова С.В., Пустовойтенко М.В. [и др.] Особенности обучения студентов с использованием гибридных аудиторий // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. № 3 (61). С. 58–73. DOI: 10.25688/2072-9014.2022.61.3.06
  17. Singh J., Evans E., Reed A. [et al.] Online, Hybrid, and Face-to-Face Learning Through the Eyes of Faculty, Students, Administrators, and Instructional Designers: Lessons Learned and Directions for the Post-Vaccine and Post-Pandemic/COVID-19 World // Journal of Educational Technology Systems. 2022. Vol. 50, Issue 3. P. 301-326. DOI:10.1177/00472395211063754
  18. Новикова С.В., Зайдуллин С.С., Валитова Н.Л. [и др.] Трудности в реализации программ международной академической мобильности глазами студентов. Российско-германский опыт решения проблем в условиях пандемии COVID-19 // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 1(110). С. 10-32. DOI: 10.15507/1991-9468.110.027.202301.010-032
  19. Санько А.М., Борисова С.П. Организация исследовательской деятельности обучающихся // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25, № 88. С. 42-48. DOI: 10.37313/2413-9645-2023-25-88-42-48
  20. Черникова Д.В., Черникова И.В. Образовательные и этические аспекты вызовов технонауки в пространстве университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 42-51. DOI:10.31992/0869-3617-2021-30-11-42-51
  21. Wang L. Starting university during the pandemic: First-year international students’ complex transitions under online and hybrid-learning conditions. Frontiers in Psychology, 2023, vol. 14. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1111332   
  22. Жданова Т.А., Стаситис Д.В. Гибридное обучение: проблемы исследований // ЦИТИСЭ. 2023. № 4(38). С. 332-341. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.31
  23. Ананин Д.П., Стрикун Н.Г. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. Часть 1. С. 60-74. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-60-74
  24. Нагаева И.А., Кузнецов И.А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 3 (84). С. 126-139. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-84-126-139
  25. Диких Э.Р. Персонификация как принцип реализации гибридного обучения // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 9(172). С. 35-39. URL: https://elibrary.ru/dmlrvu
  26. Кичерова М.Н., Семенов М.Ю., Зюбан Е.В. Практики оценки квалификаций: новые возможности и ограничения // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 7. С. 71-98. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-71-98

Библиографическая ссылка: Иванушкина Н.В., Щипова О.В. Исследование особенности организации гибридного обучения студентов в вузе // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 581-590.