ISSN 2409-7616

Саттарова Г.А., Сулейманова А.Б., Хамидуллин Р.А., Зарипова Л.А., Галлямов И.И.

ТОПОГРАФО-КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

УДК 372.891

Саттарова Г.А.1 (Уфа, Россия) — satt-gu@rambler.ru; Сулейманова А.Б.1 (Уфа, Россия) — aigul76-22@mail.ru; Хамидуллин Р.А.1 (Уфа, Россия) — rishat.khamidullin.00@mail.ru; Зарипова Л.А.1 (Уфа, Россия) — la30-6@mail.ru; Галлямов И.И.1 (Уфа, Россия) — iln.gallyamov2017@gmail.com

1Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. Особое место в преподавании географии в современной школе занимают рекомендации по организации работы с картой. В современных реалиях учитель географии должен обеспечивать учащихся прочными знаниями географической карты. Карта становится важнейшим пособием в преподавании географии. Н.Н. Баранский указывал на главное преимущество географической карты: она дает возможность сразу при обзоре ее одним взглядом, видеть то, что при описании окажется растянутым на большое число страниц. Карта должна сопровождать изучение географии. В каждом учебнике географии присутствуют текстовые карты и картосхемы. Для них характерна сильная генерализация материала, чтобы тем самым облегчить восприятие главной, основной идеи. Карты и картосхемы демонстрируют принцип «игры масштабами». Мелкомасштабные мировые карты достаточно часто соседствуют с крупномасштабными картами районов, планами городов. В процессе работы для учащихся карта становится учебно-информационным источником. Научное географическое изучение любой территории должно начинаться со знакомства с географическим положением, границами, то есть карта помогает ученику в создании достаточно четких и ясных представлений о положении территории, о расположении ее частей, соотношении этих частей между собой, о связи изучаемой территории с соседними областями. Хорошее знание карты важно для работы во многих отраслях хозяйства нашей страны. Весь процесс преподавания школьной географии с пятого по 11-ый класс должен сопровождаться с работой по географической карте. Очень важно понимать, что знание карты развивает географическое мышление ученика.

Ключевые слова: картография, топография, условные знаки, масштаб, физическая география, экономическая географии.

Список источников:

  1. Аблаева Э.Н. Развитие картографических знаний, умений и навыков на уроках истории в средней школе // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. – Евпатория: Издательство Типография «Ариал», 2019. — С. 566-573. URL: https://www.elibrary.ru/gupnmq
  2. Ахметгареева Э.В., Байназаров И.Н., Газизов Р.Р. [и др.] Межпредметный характер формирования картографических знаний (при изучении истории и географии) // ЦИТИСЭ. 2022. № 1. С.32-42. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.03
  3. Бигильдина Э.Р., Мигранова Д.В., Хизбуллина Р.З. [и др.] Профессия картографа: история, особенности, востребованность // ЦИТИСЭ. 2019. № 5. С. 70-80. DOI: 10.15350/24097616.2019.5.06
  4. Волкова И.С. Картографический метод исследования на уроках социально-экономической географии // Территориальная организация общества и управление в регионах: Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2015. — С. 182-185. URL: https://www.elibrary.ru/uocyln   
  5. Воробьева О.В., Хизбуллина Р.З., Саттарова Г.А. [и др.] Особенности формирования естественнонаучных знаний в современной школе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 145. URL: https://www.elibrary.ru/ylkjup
  6. Гостюхина Д.Ф. Роль картографических заданий в формировании знаний о родном крае / Д. Ф. Гостюхина, Л. З. Хуснутдинов, И. Р. Вильданов // От карты прошлого — к карте будущего: Сборник научных трудов. — Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. — С. 143-146. URL: https://www.elibrary.ru/xspfox
  7. Грюнберг Г.Ю.  О системе картографических знаний в курсе географии средней школы. Вопросы географии, сб.86. Проблемы школьного курса географии. — М.: Мысль, 1971. — С.60-67.
  8. Душина И.В., Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. О картографической грамотности школьников // География школе. 2014. № 7. С. 37 -43. URL: https://www.elibrary.ru/skomyl
  9. Латыпов Т.А., Манаев Э.Ф., Хизбуллина Р.З. Работа с картографическим, графическим материалом с учащимися на уроках географии (на примере изучения стран «БРИКС») // Современные наукоемкие технологии.  2016.  № 1. С. 133-137. URL: https://www.elibrary.ru/vmgkwd
  10. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2012. — 397 с.
  11. Нигматуллин А.Ф., Ахунов А.Р., Салахов Р.Р. [и др.] Методика сбора и систематизации материала для картографирования транспортной инфраструктуры малой родины (на примере Зилаирского района Республики Башкортостан) // ЦИТИСЭ. 2024. № 1. C. 491-503. DOI: 10.15350/2409-7616.2024.1.43
  12. Отто О.В., Редькин А.Г. О картографической грамотности школьников и парадоксах географического образования // ИнтерКарто. ИнтерГИС. 2017. Т. 23, № 3. С. 258-264. DOI: 10.24057/2414-9179-2017-3-23-258-264
  13. Пазднякова Е.А. Формирование картографической грамотности в школьном курсе географии // Байкал — Родина — Планета: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Иркутск: Типография «Аспринт», 2023.  — С. 94-96. URL: https://www.elibrary.ru/mfychu
  14. Шишкова А.Е., Хизбуллина Р.З. Организация топографических диктантов с учащимися на уроках географии // Актуальные проблемы геодезии, картографии, геоинформатики и кадастра: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню работников картографии и геодезии. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. — С. 134-135. URL: https://www.elibrary.ru/ozsmao
  15. Эфендиева Ш.Т., Абдулвагабова С.А. Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14, № 1. С. 119-122. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-119-122

Библиографическая ссылка: Саттарова Г.А., Сулейманова А.Б., Хамидуллин Р.А., Зарипова Л.А., Галлямов И.И. Топографо-картографические понятия, изучаемые в школьной программе физической и экономической географии // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 488-497.