ISSN 2409-7616

Ланина С.Ю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ КОМБИНАТОРИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ

УДК 372.851

Ланина С.Ю.1 (Благовещенск, Россия) — swetl.lanina@yandex.ru

1Благовещенский государственный педагогический университет

Аннотация. С сентября 2023 года в школьную программу был введен новый предмет «Вероятность и статистика» который изучается с седьмого по одиннадцатый класс. На изучение данного предмета отводится один час в неделю. В рамках данного предмета обучающиеся изучают элементы комбинаторики, теорию вероятностей и статистику. Особое внимание стоит уделить разделу комбинаторики, так как он позволяет расширить знание о самой задаче, о процессе ее решения, о возможных решениях и характеристиках этой задачи. Позволяет увидеть, просчитать все возможные комбинации сочетаний различных вариантов элементов, удовлетворяющих определенным условиям. Статья посвящена актуальной проблеме, выявления методических особенностей обучения школьников элементам комбинаторики в рамках учебного курса «Вероятность и статистика», который изучается в девятом и десятом классах. Целью данной статьи является описание методических особенностей выстраивания образовательного процесса при изучении элементов комбинаторики. В рамках статьи описан алгоритм рассмотрения решения комбинаторной задачи. Описан процесс составления конфигурации для конкретной задачи, которая позволяет быстро и безошибочно определять ту комбинаторную формулу, которую необходимо применять к данной конкретной решаемой задачи. Подробно описан процесс решения трех разных комбинаторных задач с использованием конфигурации (система трех вопросов: «Из скольки-сколько?»; «Порядок важен?»; «Порядок важен?»). Практическая значимость работы заключается в подробном описании процесса построения конфигурации для определения формулы комбинаторики при решении комбинаторных задач.

Ключевые слова: методические особенности, математика, комбинаторика, комбинаторные формулы.

Список источников:

  1. Мохираи Р. О преподавании элементов комбинаторики на уроках математики в школах нового типа // Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. 2022. № 1-3(101). С. 201-204. URL: https://www.elibrary.ru/dtsles
  2. Ланина С.Ю., Пушкина О.Н. Из опыта проведения курсов повышения квалификации учителей математики по теории вероятностей и статистики // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 82-1. С. 273-277. URL: https://www.elibrary.ru/sneijq
  3. Шатова Ю.Ю. Роль и место курса «Вероятность и статистика» в школьной программе математики // Наука через призму времени. 2023. № 9(78). С. 13-16. URL:  https://www.elibrary.ru/nqiaui
  4. Погосян Ж.А. Обновление содержания курса «Вероятность и статистика» в соответствии с требованиями ФГОС ООО // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. 2022. № 33. С. 1076-1081. URL: https://www.elibrary.ru/ejchpz
  5. Колобов А.Н. Особенности обучения элементам теории вероятностей в школьном курсе математики // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 128-130. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-489-128-130
  6. Гиматдинова Г.Н. Курс «Вероятность и статистика» в старшей школе в классах с углубленным изучением математики: особенности перехода в 10 класс // Вестник ТОГИРРО. 2023. № 2(51). С. 15-16. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-489-128-130
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. База.Гарант.RU [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 15.11.2024)
  8. Гиматдинова Г.Н. Структурная модель регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9 классов как представителей цифрового поколения при обучении математике // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 158. URL: https://www.elibrary.ru/ixeead
  9. Гурбанбердиева А., Хфдфрова А.Г. Особенности изучения теории вероятностей и теории ожидания в математике // Вестник науки. 2022. Т. 5, № 10(55). С. 211-215. URL: https://www.elibrary.ru/lbogrm  
  10. Ланина С.Ю. Методические особенности изучения случайных величин в школьном курсе математики // ЦИТИСЭ. 2023. № 4(38). С. 430-438. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.4.39
  11. Аннаоразов О., Керимов Т.Б. Теория вероятности и особенности ее изучения // Вестник науки. 2022. Т. 5, № 10(55). С. 207-210. URL: https://www.elibrary.ru/qtgqxd
  12. Юдина Ю. А., Храмова Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7-9 классов в процессе изучения элементов теории вероятности и статистики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. Т. 3, № S1(68). С. 227-231. URL: https://www.elibrary.ru/hqasvp
  13. Махова Н.Б., Клименко Н.Д., Моргунов А.С. Преемственность содержания в изучении теории вероятности в школе и вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 5-3(92). С. 184-188. DOI: 10.24412/2500-1000-2024-5-3-184-188
  14. Гаджиева З.Д., Гаджимурадов М.А. Основные методические приемы, используемые в процессе обучения учащихся элементам теории вероятностей в школе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021. Т. 15, № 4. С. 60-64. DOI: 10.31161/1995-0675-2021-15-4-60-64
  15. Злобин А.Е. Основы теории вероятности в средней школе // Информация и образование: границы коммуникаций. 2022. № 14(22). С. 332-333. URL: https://www.elibrary.ru/zanxvf

Библиографическая ссылка: Ланина С.Ю. Методические особенности обучения элементам комбинаторики в школьном курсе математики // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 396-404.