Каргаполова Е.В., Теймблюм М.Д., Чижова К.Д., Давыдова Ю.А.
ОБРАЗ ШКОЛЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.06
Каргаполова Е.В.1 (Москва, Россия) — k474671@list.ru; Теймблюм М.Д.1 (Москва, Россия) — teiblium.m@yandex.ru; Чижова К.Д.1 (Москва, Россия) — kristina.chizhova.04@mail.ru; Давыдова Ю.А.1 (Москва, Россия)- ylkadav@mail.ru
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Аннотация. Актуальность изучения образа школы связана с важностью для становления личности такого социального института как система образования. Целью данного исследования является анализ образов школы в кинематографе, характеризующих две национальные системы образования – российскую и американскую. Основной метод исследования — контент-анализ. Выявлено, что в фильмах про школу школа сама по себе редко показана. Она преподносится через отношение к ней героя или взаимодействие героя с классом, учителями, администрацией. Сосредоточение внимания на самих обучающихся может быть продуктивно, так как затрагиваются проблемы личностного становления. Но репрезентация школы в служебно-утилитарной функции декорации жизни главного героя снижает ее воспитательный потенциал и значимость как социального института, особенно в отсутствии образа учителя во многих кинофильмах. Установлено, что американские картины репрезентируют систему образования общества, акцентирующего индивидуализм, прагматичность. Они рассчитаны на старших подростков и акцентируют их личные достижения, а не включенность в социальные отношения. В этих фильмах чаще реализуются функция воспроизводства социальной структуры и профессиональная функция, тогда как в российском – гуманистическая и идеологическая. Зафиксировано, что советский кинематограф в большей степени представлен в рейтинге популярных фильмов о школе, чем современный российский. Советское кино ориентировано на репрезентацию системы образования общества с ценностями коллективизма, гуманистических идеалов, воспитания личности, а не функции работника-потребителя. В этих фильмах больше проявлен воспитательный потенциал школы и учителя как идеальной или стремящейся к идеалу ролевой модели для своих подопечных.
Ключевые слова: кинематограф, школа, учитель, ученик, образование, школьник.
Список источников:
- Арутюнова А.Е. Функции сферы образования в современной социально-экономической системе // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. №25(3). С. 24-29. URL: https://www.elibrary.ru/sxyhlz
- Баскаков А.Н., Гузеев В.В. Эффективная школа — школа успешных людей // Народное образование. 2017. № 3-4 (1461). С. 124-131. URL: https://www.elibrary.ru/yrjnal
- Бектурсунов Т.А. Появление и тенденции развития кинематографа // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. № 2(78). С. 337-341. URL: https://www.elibrary.ru/qotrxc
- Валиахметова Э.К., Казанцева Е.А., Фаткуллина Ф.Г. Влияние кинематографа на становление языковой личности в диахроническом и сопоставительном аспектах на материале фильмов о школе (период 1961 – 1985 гг.) // Казанская наука. 2022. № 11. С. 109-112. URL: https://www.elibrary.ru/icfdhv
- Железова Н.П. «Будемте умны и прекрасны!»: опыт (пере)воспитания беспризорников «Республики ШКИД» // Гуманитарный акцент. 2020. № 1. С. 35-38. URL: https://www.elibrary.ru/zqnjpb
- Королева К.Ю. Образование в социокультурном контексте: системный подход // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2007. № 9(40). Вып. 2. С. 56-69. URL: https://www.elibrary.ru/ormbev
- Лазарев А.С. Семья и школа как значимые институты социализации младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 6 (122). С. 60-66. URL: https://www.elibrary.ru/cxdfwd
- Лоншакова Е. Школа — мир культуры // Родина. 2006. № 4. С. 134-137. URL: https://www.elibrary.ru/pcewwj
- Марусенков В.В. Отечественная балетная школа на экране как мифологема современной социокультурной парадигмы // Вестник ВГИК. 2024. Т. 16, № 1 (59). С. 69-80. URL: https://www.elibrary.ru/pcewwj
- Маченин А.А. Собирательный образ школьного учителя в отражении теле/кино/интернет медиапространства // Медиаобразование. 2016. № 3. С. 23-48. URL: https://www.elibrary.ru/vvthal
- Митина Т.С. Репрезентация образа учителя в государственной образовательной политике СССР средствами визуальной культуры: автореф. дис. кандидата педагогических наук наук: 13.00.01. Ульяновск, 2016. — 26 с. URL: https://www.elibrary.ru/zqfxkp
- Огнев К.К., Бединская Ю.В. Телесериал «Школа» как социокультурный феномен // Вестник электронных и печатных СМИ. 2014. № 17. С. 86-99. URL: https://www.elibrary.ru/tihjoh
- Слободчиков В.И. Русская классическая школа — школа антропологической практики // Наука и школа. 2014. № 5. С. 21-30. URL: https://www.elibrary.ru/tbawpr
- Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). 2-е изд. — М.: МОО «Информация для всех», 2013. — 230 с. URL: https://www.elibrary.ru/xpaahb
- Chelysheva I. Hermeneutic Analysis of Russian Feature Films (1992-2017) on the School Theme // Журнал министерства народного просвещения. 2018. № 5(1). С. 3-15. URL: https://www.elibrary.ru/xtgytb
Библиографическая ссылка: Каргаполова Е.В., Теймблюм М.Д., Чижова К.Д., Давыдова Ю.А. Образ школы в кинематографе: социокультурная репрезентация системы образования // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 305-314.