Горлова Н.И., Старовойтова Л.И.
РОЛЬ НАСТАВНИКОВ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ И ВОВЛЕЧЕНИИ ИХ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 37.01:364
Горлова Н.И.1 (Москва, Россия) — gorlovanat@yandex.ru; Старовойтова Л.И.2 (Москва Россия) — starovojtova@list.ru
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
2Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена трансформацией системы высшего профессионального образования в РФ. Одним из значимых элементов этих изменений стал институт наставничества, который выступает важным инструментом для поддержки студентов в их академическом и профессиональном развитии. Авторы анализируют роль наставника в гражданско-патриотическом воспитании студентов и вовлечении их в добровольческую деятельность, развитии социальной активности. Показаны основные методы и технологии, формирующие в студенческой среде патриотизм, гражданственность, неравнодушие и желание помогать. В статье особое внимание уделено теоретическим основам патриотического воспитания и добровольческой деятельности, определены цель и задачи патриотического воспитания и добровольчества, обозначены современные тенденции в этих областях общественной жизни. Цели патриотического воспитания и добровольческого движения охватывают широкий спектр направлений деятельности: от формирования у населения патриотического сознания, гражданской ответственности, любви и уважения к Родине на основе единых патриотических ценностей до социальной поддержки нуждающихся, сохранения культурного наследия, помощи пострадавшим в катастрофах, защиты материнства и детства и др. Все это открывает перед наставником по воспитательной работе в высшей школе широкую палитру возможностей погружения, наставляемых в патриотическую культуру и добровольческое участие.
Ключевые слова: наставник, наставничество, личностно-профессиональная социализация, гражданско-патриотическое воспитание, добровольчество.
Список источников:
- Артамонова Е.И., Тесленко О.В. Наставничество как проявление качества профессиональной подготовки будущего преподавателя вуза // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 13-24. URL: https://elibrary.ru/iiufno
- Артюхина А.И., Великанов В.В., Великанова О.Ф. Контуры многовариантной модели наставничества в университете // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. URL: https://elibrary.ru/lnzurw
- Атласова С.С. О наставничестве в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 248-251. URL: https://elibrary.ru/dbookd
- Блошко В.В., Капустин В.В. Классификация методов патриотического воспитания молодежи в аспекте сферы их применения // Социология. 2022. №2. С. 93-100. URL: https://elibrary.ru/isihig
- Гиндес Е.Г., Троян И.А., Кравченко Л.А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 8-9. С. 110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-110-129
- Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. – М.: Ин-т Наследия, 2019. — 290 с.
- Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Обучение служением: методика формирования гражданской активности и социальной ответственности студенческой молодежи // ЦИТИСЭ. 2024. № 2. C. 17-31. URL: https://elibrary.ru/bgrkii
- Дорохова Т.С, Галагузова Ю.Н. Методологические основания реверсивного наставничества в профессиональной деятельности педагогов // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 154-162. URL: https://elibrary.ru/jubfcq
- Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. С. 25-36. URL: https://elibrary.ru/zqxrrv
- Керимова Г.Г. Методы патриотического образования в высших учебных заведениях // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 6. С. 16-21. DOI: 10.17513/srps.2453
- Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи Российской Федерации: проект. — М.: Экон-информ, 2014. — 85 с.
- Концепция развития наставничества в Российской Федерации. РАО. 29 июня 2023 года: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bipkro.ru:65000/wp-content/uploads/2023/09/Koncepciya-razvitiya-nastavnichestva-v-Rossijskoj-Federacii.pdf (Дата обращения: 27.09.2024)
- Ладилова Н.А. Наставничество в России: от истоков к современности. монография. — М.: Академия Минпросвещения России, 2023. – 223 с.
- Методические рекомендации по внедрению целевой модели наставничества для образовательных организаций. — М., 2022. — 51с.:
- Милькевич О.А. Проектирование сетевой модели наставничества в Московской области // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 239-242. URL: https://elibrary.ru/sazqhm
- Молодецкая О.В. Наставничество в системе высшего образования в России: современные подходы // Молодой ученый. 2024. № 40(539). С.171-172.
- Наставничество: индивидуальная траектория развития профессионалов XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Ульяновск, 20 апреля 2023 г.) / редкол.: Н. И. Нагимова, Г. Ф. Скрипкина. — Чебоксары: Среда, 2023. – 196 с.
- Наставничество: от теории к практике: учебное пособие / авт.-сост.: Л.Н. Нугуманова, Т.В. Яковенко. — Казань: ИРО РТ, 2023. — 198 с.
Библиографическая ссылка: Горлова Н.И., Старовойтова Л.И. Роль наставников в гражданско-патриотическом воспитании студентов и вовлечении их в волонтерскую деятельность // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 275-289.