ISSN 2409-7616

Мусатова О.В.

ДИСТАНЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА ПО ПЕДАГОГИКЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ)

УДК 37.01

Мусатова О.В.1 (Новосибирск, Россия) — musatova-o@yandex.ru

1Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена возрастающими требованиями к подготовке педагога, а также поиском новых форм обучения студентов, объединяющих лучший педагогический опыт с современными возможностями образования, в том числе с применением информационно-компьютерных технологий. Педагогическая олимпиада является одной из форм внеучебной работы студентов педагогических вузов. Олимпиады по педагогике позволяют развивать знания и навыки студентов в области образования, углублять понимание педагогических теорий и практик, улучшать критическое мышление и аналитические способности. Кроме того, современные педагогические олимпиады позволяют интегрировать и распространять педагогические идеи, которые могут быть востребованы в реальном педагогическом процессе как самими участниками в последующей профессиональной деятельности, так и состоявшимися педагогами, а также студентами-будущими учителями. В статье описаны виды педагогических олимпиад, варианты олимпиадных заданий, особенности организации и проведения педагогической олимпиады как образовательной технологии, показан опыт организации и проведения дистанционной педагогической олимпиады по формированию семейных ценностей у студентов-будущих учителей. Цель работы – описать сущностные характеристики дистанционной педагогической олимпиады как образовательной технологии, создающей условия для личностно-профессионального развития студентов-будущих учителей, на примере 2-ой Всероссийской с международным участием дистанционной студенческой олимпиады по педагогике, проводимой в Новосибирском государственном педагогическом университете. Дается теоретическое обоснование проведения олимпиады по формированию ценностного отношения к семье у обучающихся, представлена поэтапность подготовки и проведения олимпиады, варианты дистанционных олимпиадных заданий, произведен анализ выполненных студентами заданий олимпиады, что показывает актуальность проведения дистанционной олимпиады по педагогике как важного элемента подготовки студентов-будущих учителей, помогающего стать компетентными и эффективными специалистами в своей области.

Ключевые слова: педагогическая олимпиада, виды заданий педагогической олимпиады, формат олимпиады, этапы педагогической олимпиады, дистанционная педагогическая олимпиада как образовательная технология.

Список источников:

  1. Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Становление и развитие олимпиадного педагогического движения в России // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (46). С. 178–181. URL: https://elibrary.ru/ystzdn
  2. Вахитова Г.Х. Олимпиады школьников по педагогике: опыт организации и проведения в Томском государственном педагогическом университете // Олимпиадное движение педагогической направленности среди школьников и студентов. Всероссийская научно-практическая конференция. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2019. — С. 48-52. URL: https://elibrary.ru/yjfsvr
  3. Вахитова Г.Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1). С. 36-39. URL: https://elibrary.ru/qbyzzn
  4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приемов до философии. — М.: Сентябрь. 1996. — 112 с.
  5. Демяшкина Ю.А. Педагогическая олимпиада как средство творческой самореализации студента вуза //          Осовские педагогические чтения: «Образование в современном мире: новое время-новые решения». Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. — Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2018. — С. 22-26. URL: https://elibrary.ru/scfjrt
  6. Зубрилин А.А., Рыбкина В.А. Система управления электронными курсами moodle как инструмент проведения дистанционных олимпиад в вузе // Информатика и образование. 2021. № 1 (320). С. 9-19. URL: https://elibrary.ru/xjgbxt
  7. Касаткина Н.С. Студенческая олимпиада как фактор развития профессиональных компетенций будущего педагога / Н.С. Касаткина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. — Самара: АСГАРД, 2016. — С. 67-69. URL: https://elibrary.ru/wlibwz
  8. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. — М.: Знание. 1989. — 80 с.
  9. Кузнецов А.Н., Тишко А.Б. Педагогическая олимпиада как форма оценки сформированности компетенций // Педагогика и психология современного образования: теория и практика. Материалы научно-практической конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. — С. 28-32. URL: https://elibrary.ru/jrzydd
  10. Лаптун В.И., Савинова Н.А. Олимпиадное движение в условиях педагогического вуза // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 4 (53). С. 476-480. URL: https://elibrary.ru/rollpb
  11. Макарова О.Н. Методика подготовки и проведения дистанционных профессионально-ориентированных олимпиад в педагогическом вузе // Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Новосибирской области, в рамках Международного форума «Высокие технологии, искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании». — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. 2021. — С. 123-127. URL: https://elibrary.ru/noxqai
  12. Малиновская М.П. Технология организации и опыт проведения педагогической олимпиады // Вестник педагогических инноваций. 2021. № 2(62). С. 86-94. URL: https://elibrary.ru/kzrirj
  13. Мурзина Н.П., Намсинк Е.В. Предметная олимпиада как эффективная форма профессионального развития будущих педагогов дошкольного образования // Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований и практической деятельности педагога: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. — Омск: Омская гуманитарная академия, 2020. С. 56–62. URL: https://elibrary.ru/pkddzd
  14. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие.  — Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. — 144 с.
  15. Орлова Р.А. Педагогическая олимпиада как средство повышения профессиональной культуры будущих учителей начальных классов // ЦИТИСЭ. 2016. №1 (5) С. 25-33. URL: https://elibrary.ru/vudqbx
  16. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование. 2005. — 556 с.
  17. Скотникова А.М. Олимпиада как психолого-педагогическая технология в вузе// Педагогическое образование в России. 2013.  № 4. С. 229-237. URL: https://elibrary.ru/rdqyiv  
  18. Титов И.А. Подготовка к дистанционным конкурсам и олимпиадам как форма внеурочной деятельности // Научные вести. 2020. № 12 (29). С. 273-280. URL: https://elibrary.ru/ltlvap
  19. Чекалева Н.В., Диких Э.Р., Соловьёва Т.О. [и др.] Психолого-педагогическая олимпиада Омского государственного педагогического университета: поиск аналогов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 3 (24). С. 178–182. URL: https://elibrary.ru/mgjjxv  

Библиографическая ссылка: Мусатова О.В. Дистанционная олимпиада по педагогике как образовательная технология (на примере опыта проведения педагогической олимпиады по формированию семейных ценностей у обучающихся) // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 253-266.