ISSN 2409-7616

Титова О.А., Апанасюк Л.А.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 37.02:159.9

Титова О.А.1 (Санкт-Петербург, Россия) — sc393.kir@obr.gov.spb.ru; Апанасюк Л.А.2 (Москва, Россия) — apanasiukla@rgsu.net

1Лицей № 393 Кировского района Санкт-Петербурга

2Российский государственный социальный университет

Аннотация.  Проблема профессионально-личностного роста специалиста всегда выступала одной из самых актуальных и важных в психологической и педагогической науках. Вместе с тем, в ходе обращения к отечественной и зарубежной литературе по данной тематике отмечается многообразие подходов и определенная неоднозначность понимания ее сути. Несмотря на неугасаемый интерес научно-образовательного сообщества к исследованию проблемных аспектов профессионального и личностного развития педагога, остаются недостаточно изученными вопросы создания конкретных психолого-педагогических условий для профессионально-личностного роста в рамках образовательной организации с целью предупреждения профессиональных деформаций.  Важно отметить, что и профессиональный рост, и личностный рост специалиста представляют собой два взаимосвязанных процесса, т.к. в рамках совершения трудовой деятельности субъект профессиональной деятельности всегда реализует себя как личность. Поэтому невозможно рассматривать профессиональные качества абстрактно, в отрыве от личности специалиста. Профессиональное развитие связано с занятием определенной профессиональной деятельностью, что отличает его от общего личностного развития. Оно определяется содержанием, требованиями и условиями данной профессиональной сферы. Человек при профессиональном развитии учитывает как свои врожденные и социокультурные особенности, так и обстоятельства, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность. Психологи и педагоги придают большое значение активной роли самого человека в этом процессе, так как активность рассматривается как вид деятельности.

Ключевые слова: профессионально-личностный рост специалиста, профессиональная деформация педагога, непрерывное профессиональное образование.

Список источников:

  1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №145. С. 28-43. URL: https://www.elibrary.ru/ozpunr
  2. Рукавишников А.А. Определение психического выгорания // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — Москва: Институт психотерапии, 2002. — C. 438-441. URL: https://www.elibrary.ru/yvtrlv
  3. Лисицкая Л.Г., Петросян С.К., Рыбакова А.А. Технологии формирования ориентации студентов на профессиональный рост в условиях образовательного процесса педагогического вуза // Известия ВГПУ. 2015. №8 (103). С. 64-67. URL: https://www.elibrary.ru/vawapv
  4. Акмеология / Абульханова К.А., Анисимов О.С., Асеев В.Г. и др.; под общ. ред. А.А. Деркача; Международ. акмеол. ин-т. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 681 с.
  5. Акмеология профессиональной деятельности педагога. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005.
  6. Деркач А.А., Назаров С.А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. 2018. № 1 (65). С. 5-8. URL: https://www.elibrary.ru/ysedek
  7. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. 2021. № 5. С. 41.
  8. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б. А. Сосновского. — Москва: Юрайт, 2024. — 359 с.
  9. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. – М.: ИОИ, 2017. — 237 с
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. – М.: Питер, 2014. — 399 с
  11. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии: пер с нем. – М.: Когито-Центр, 2002. – 218 с.
  12. Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники. – М.: ИОИ, 2017. — 388 с.
  13.  Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25, № 3 (97). С. 11-32. DOI: 10.17759/cpp.2017250302
  14. Рудестам К. Групповая психотерапия; пер. с англ. А. Голубев. — СПб. и др.: Питер, 1998. — 373 с.
  15. Митина Л.М. Психологические ресурсы и смысложизненные ориентации в альтернативных моделях профессионализации педагогов // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024. № 2. С. 22-39. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-2-22-39
  16. Ямбург Е.А. О новом стандарте содержания школьного образования, или гладко было на бумаге, да забыли про овраги // Народное образование. 2019. № 6 (1477). С. 13-18. URL: https://www.elibrary.ru/shkzcp
  17. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. — М.: Центр педагогического образования, 2010. — 448 с.
  18. Каурцев М.Н. Интерактивное обучение педагогов, его влияние на личностно-профессиональный рост // Казанский педагогический журнал. 2009. №3. С. 61-69. URL: https://www.elibrary.ru/kzizrt
  19. Левит М.В. Личностная педагогика: культурно-исторический анализ. – М.: ФИРО, 2010. — 211 с.
  20. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания: (избранные социально-педагогические очерки). — Москва: МПСУ, 2017. — 439 с.
  21. Шмелева Е.А. Принцип акмеологичности инновационного потенциала личности // Научный поиск. 2013. № 3. С. 23-26. URL: https://www.elibrary.ru/rbpsvr
  22. Давлятшина О.В. Психолого-педагогическое условие научно-методического сопровождения как фактор профессионально-личностного развития педагогов // Концепт. 2015. № 8. С.146-150. URL: https://www.elibrary.ru/udritr
  23. Маринченко К.А. Пути формирования в вузе компетенции профессионально-личностного самосовершенствования у будущих преподавателей физической культуры и спорта // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3-2. С. 252-256. URL: https://www.elibrary.ru/nckdxx

Библиографическая ссылка: Титова О.А., Апанасюк Л.А. Профессионально – личностный рост педагога в процессе профессиональной деятельности: обзор психолого-педагогических исследований // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.212-221.