ISSN 2409-7616

Уваров В.И., Воленко О.И.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УДК378.016:811

Уваров В.И.1 (Москва, Россия) — v_uvarov@mail.ru; Воленко О.И.2 (Москва, Россия) — docenza@mail.ru

1Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

2Московский педагогический государственный университет

Аннотация. В статье предпринимается попытка рассмотреть дополнительные возможности организации самостоятельной работы студентов, направленной на формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Даются определения коммуникативной компетенции и самостоятельной работы студентов, называются необходимые требования к ее реализации. Подчеркивая важность самостоятельной работы студентов, авторы называют ряд ресурсов и условий, способных повысить эффективность данного формата. Ресурсы, подходящие для самостоятельного формирования студентами коммуникативной компетенции, условно подразделяются на уже готовые и те, которые преподаватель создает самостоятельно. Готовые ресурсы кратко характеризуются на предмет их применимости в самостоятельном формате работы. Основываясь на собственном профессиональном опыте, особое внимание авторы уделяют творческим проектам, создаваемым преподавателем на основе игровой технологии. Учитывая личностные особенности современных поколений студентов, авторы предлагают рассматривать возможность расширенного применения технологии игры в виде пролонгированной игровой ситуации, названной «глобальной игрой» (Уваров В.И.). Давая описание данного творческого проекта, в статье указываются его сильные и слабы стороны, при этом высказывается убежденность в абсолютном соответствии данной технологии задачам самостоятельного формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентами. В заключение авторами выражается уверенность в скорейшем изменении отношения к важности преподавания иностранного языка в вузе, а также в переосмыслении роли самостоятельной работы как полноценного ресурса развития образовательного процесса и ее творческого потенциала в формировании компетентной личности профессионала.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, иноязычная коммуникативная компетенция, эффективность, образовательные ресурсы, технология игры.

Список источников:

  1. Варламова Е.Ю. Лингводидактическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров по направлению подготовки «Лингвистика» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1-1 (77). С. 8–14.URL: https://elibrary.ru/pvxpup
  2. Варламова Е.Ю. Формирование лингводидактической компетентности будущих учителей иностранного языка как второй специальности: дисс. … канд. пед. наук. – Чебоксары, 2005. — 202 с. URL: https://elibrary.ru/nnprjh
  3. Воленко О.И., Жилина Л.В. Некоторые аспекты профессиональной подготовки специалиста-международника: личностно-ориентированный подход // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (30).  С. 227-229. URL: https://elibrary.ru/xunepz
  4. Воевода Е.В., Жилина Л.В. Некоторые аспекты иноязычной подготовки специалистов в отечественном профессиональном образовании: история и современность // Среднее профессиональное образование. 2015. № 12.  С. 58-60. URL: https://elibrary.ru/vmhmnj
  5. Егорычев А.М., Федосеева И.А. Концепция управления системой образования в современном высшем учебном заведении на основе синергетического подхода // Вестник экономической интеграции. 2012. № 8 (52). С. 167-173. URL: https://www.elibrary.ru/ptunxt
  6. Квитковская А.А., Шевченко Н.И. Проблемы и пути совершенствования подготовки педагогических кадров // Человеческий капитал. 2016. № 5 (89). С. 25-27. URL: https://www.elibrary.ru/vzlmhd
  7. Квитковская А.А. Содержательно-организационные основы формирования поликультурной компетентности студентов ВУЗА // Человеческий капитал. 2015. № 1 (73). С. 112-116. URL: https://www.elibrary.ru/ttnkcv
  8. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д. К формированию идеологических основ российского образования // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2015. Т. 14, № 3 (130). С. 117-126. URL: https://www.elibrary.ru/unxlql
  9. Мардахаев Л.В., Варламова Е.Ю. Иноязычная профессиональная компетентность будущего педагога как фактор социализации личности // ЦИТИСЭ. 2017. № 2 (11). С.12. URL: https://www.elibrary.ru/yuslvp
  10. Воленко О.И., Жилина Л.В. Профессиональная подготовка специалиста-международника в условиях личностно-ориентированного подхода. В сб. по материалам конференции «Самоконтроль как принцип формирования творческой личности и ее активной конструктивной позиции в развитии общества.» — Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2018 г. с. 228-236. URL: https://www.elibrary.ru/yaqbut
  11. Мардахаев Л.В., Егорычев А.М., Варламова Е.Ю. [и др.] Формирование этнокультурной личности будущего педагога в языковой образовательной среде вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 4. С. 204–216. URL: https://www.elibrary.ru/xzilut
  12. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. — Самара: Изд-во «Универс — групп», 2006. – 15 с.
  13. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 138–144. URL: https://www.elibrary.ru/udrabn
  14. Профессиональное образование в России: вызовы, состояние, направления развития: коллективная монография / А.М. Егорычев, Л.В. Мардахаев, В.В. Сизикова, др.; под ред. А.М. Егорычева. — М.: Изд-во РГСУ, 2019. — 352 с. URL: https://www.elibrary.ru/febfvc
  15. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. – СПб.: Речь, 2015. — 187 с.
  16. Уваров В.И. Концепция глобальной игры в обучении студентов иностранному языку // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. № 3. С. 107–115. URL: https://www.elibrary.ru/yyglrh
  17. Федосеева И.А. К вопросу о качестве высшего образования в современном российском обществе // ЦИТИСЭ. 2016. № 3 (7). С. 26. URL: https://elibrary.ru/wfrvuj
  18. Федосеева И.А. Теоретические подходы к построению стратегии развития высшего образования // Социальная педагогика. 2015. № 1. С. 71-75. URL: https://elibrary.ru/twmojx
  19. Фомина С.Н., Береза Н.А., Квитковская А.А. Построение индивидуального образовательного маршрута студента как способ осознанной учебной деятельности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17, № 3 (148). С. 42-49. URL: https://elibrary.ru/bifwrt
  20. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4(11). С. 314–317. URL: https://elibrary.ru/puldlt
  21. Щербакова Е.В. Самостоятельная работа студентов как важнейшая составляющая организации учебного процесса в вузе // Молодой ученый. 2010. Т. 2, №8. С. 188-190. URL https://elibrary.ru/muaxef

Библиографическая ссылка: Уваров В.И.,Воленко О.И. Самостоятельная работа студентов как инструмент формирования иноязычной коммуникативной компетенции // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.181-192.