ISSN 2409-7616

Чеснова Е.Н., Мартьянова Е.Г.

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ DIGITAL-СРЕДЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ТГПУ ИМ. Л.Н. ТОЛСТОГО)

УДК 378.147:004.9

Чеснова Е.Н.1 (Тула, Россия) — elenika.nova@yahoo.com; Мартьянова Е.Г.1 (Тула, Россия) — helena183@yandex.ru

1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению процесса внедрения цифровых технологий и развития digital-среды в систему высшего образования на примере одного из ведущих вузов Тульской области – Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Внедрение цифровых технологий в данном университете осуществляется посредством разработки и реализации 24 онлайн курсов на базе «нового MOODLE» на всех уровнях образования высшей школы (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) преподавателями и сотрудниками кафедры философии и культурологии для студентов очной и заочной формы обучения всех факультетов вуза. В статье анализируются основные преимущества использования в учебном процессе онлайн курсов по различным реализуемым в университете дисциплинам и их роль в создании и развитии современной, доступной и качественной цифровой образовательной среды Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Авторы статьи так же отмечают, что особое место в развитии digital-среды университета занимает применение в образовательном процессе GOOGLE MEET и ZOOM для проведения в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) различных по массовости мероприятий, что имело особую актуальность во время пандемии COVID-19; также востребовано, если международный студент выехал на территорию своего государства, но продолжает участвовать в образовательном процессе; при проведении массовых состязательных мероприятий для участников из разных регионов. В заключении делается вывод о том, что в настоящее время в университете продолжаются процессы по внедрению цифровых технологий в систему образования и развитие digital-среды, одними из последних достижений которых является оборудование аудиторий для проведения демонстрационного экзамена в ряде учебных корпусов студенческого городка, открытие Технопарка.

Ключевые слова: digital-среда,MOODLE, цифровые технологии, онлайн курсы, видеоконференцсвязь, ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Список источников:

  1. Везиров Т.Г., Рашидова З.Д. Цифровая образовательная среда как условие подготовки бакалавров-лингвистов // Мир науки, культуры, образования.  2020. № 1 (80). С. 178-180. URL: https://www.elibrary.ru/zrpgpr
  2. Голикова Н.Д. Цифровой образовательный консалтинг в профессиональной подготовке будущих педагогов // Развитие образования. 2022. Т. 5, № 2. С. 14-17. URL: https://www.elibrary.ru/mgpbdb
  3. Гринченко Н.А., Колодний Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании: основные понятия // Развитие образования. 2020. № 3 (9). С. 40-44. DOI 10.31483/r-75709. URL: https://www.elibrary.ru/mwbbnw
  4. Евдокимова О.В., Колобов А.Н., Кулагина Ю.А. Применение цифровых технологий обучения дисциплинам гуманитарного цикла в профессиональном образовании // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 7 (109). C. 40-44. URL: https://www.elibrary.ru/krnqeb
  5. Иванушкина Н.В., Щипова О.В. Использование цифровых технологий при реализации дистанционного обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. Т. 25,  № 89. С. 12-19. URL: https://www.elibrary.ru/myytlz
  6. Колоскова Г.А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. № 37. С. 99-106. URL: https://www.elibrary.ru/trviru
  7. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Исследование потенциала применения видеоконференцсвязи в дистанционной форме обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 76-83. URL: https://www.elibrary.ru/bwldcy
  8. Кущева Н.Б., Терехова В.И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России // Проблемы современной экономики. 2018. № 1 (65). С. 191-194. URL: https://www.elibrary.ru/xuazxf
  9. Мартьянова Е.Г., Слобожанин А.В. Использование цифровых технологии в реализации культурологических дисциплин в вузе (на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 2 (128). URL: https://www.elibrary.ru/nqyoly
  10. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. №4 (21). С. 1-14. URL: https://www.elibrary.ru/ipublq
  11. Паспорт федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf  (Дата обращения: 10.09.2024).
  12. Романова Г.В. Цифровизация высшего образования: новые тренды и опыт внедрения // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 31-36. URL:  https://www.elibrary.ru/bxogyb
  13. Церюльник А.Ю. Использование дистанционного формата обучения студентов в образовательном процессе // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 6 (96). С. 92-95. URL: https://www.elibrary.ru/dxcrrq
  14. Цифровой переход: опыт педагогов и образовательных организаций в России и мире. Экспертно-аналитический доклад. Совместный доклад Фонда Сегаловича и Института образования НИУ ВШЭ / Научный редактор: Е. П. Потапова. Редакторы: А. А. Чуковская, Я. А. Павловская. — М.: ВШЭ, 2021. — 98 с.
  15. Чеснова Е.Н. Игровые и цифровые технологии в преподавании философских и религиоведческих дисциплин (опыт ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 220-226. URL: https://www.elibrary.ru/dcggof

Библиографическая ссылка: Чеснова Е.Н., Мартьянова Е.Г. Опыт внедрения digital-среды в высшем учебном заведении (на примере ТГПУ им. Л.Н. Толстого) // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.171-180.