ISSN 2409-7616

Березуцкая Э.Р., Хамматова Р.С., Хидиятова Ф.Г.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

УДК 37.035

Березуцкая Э.Р.1 (Москва, Россия) — ebigildina@gmail.com; Хамматова Р.С.2 (Серменево, Россия) — hammatova1977@mail.ru; Хидиятова Ф.Г.3 (Белорецк, Россия) — fluza3751@mail.ru

1Российский университет дружбы народом им. Патриса Лумумбы

2Школа с. Серменево муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

3Белорецкий лицей-интернат

Аннотация. В современном мире, где глобализация и цифровизация становятся всё более значимыми факторами жизни, важно уделять внимание формированию у детей чувства патриотизма и любви к своей стране. Одним из эффективных методов достижения этой цели является проведение экскурсий для школьников. Экскурсии позволяют детям не только познакомиться с природой родного края, но и узнать больше о его истории, культуре и традициях. Это помогает им лучше понять свою связь с Родиной и осознать важность сохранения её природных богатств. Сегодня особенно важно делать акцент на патриотическом воспитании и изучении своих корней. Экскурсии могут стать отличным инструментом для достижения этих целей. Они помогают детям увидеть красоту и уникальность своей страны, а также почувствовать гордость за неё. Кроме того, экскурсии способствуют развитию любознательности и интереса к окружающему миру. Дети начинают задавать вопросы, искать ответы и самостоятельно исследовать новые места. Это способствует их интеллектуальному и эмоциональному развитию. В данном исследовании перечислены основные правила, которые необходимо соблюдать на экскурсиях. Рассмотрены основные методики проведения экскурсий для детей школьного возраста. Приведены примеры экскурсионного маршрута по Уфе (Республика Башкортостан). А также на примерах объектов и достопримечательностей рассмотрены основные аспекты формирования у школьников патриотического воспитания. В конце исследования рассмотрена связь экскурсий с формированием у школьников любви к природе. Республика Башкортостан – территория с богатыми природными ресурсами. Экскурсии являются прекрасным инструментом для привития к школьникам уважительного и бережного отношения к природе и ее ресурсам.

Ключевые слова: экскурсия, патриотизм, Родина, Отечество, школа, любовь к природе.

Список источников:

  1. Ахметгареева Э.В., Байназаров И.Н., Газизов Р.Р. [и др.] характер формирования картографических знаний (при изучении истории и географии) // ЦИТИСЭ. 2022. № 1(31). С. 32-42. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.1.03
  2. Бигильдина Э.Р., Ибрагимова З.Ф., Султанова Р.М. [и др.] Особенности патриотического воспитания в современных школах России // ЦИТИСЭ. 2022. № 4(34). С. 30-44. DOI: 10.15350/2409-7616.2022.4.03
  3. Бигильдина Э.Р., Кузнецова И.В., Хаматова Р.С. [и др.] Роль возрождения казачества на территории Башкортостана для военно-патриотического воспитания подрастающего поколения // ЦИТИСЭ. 2021. № 2(28). С. 7-17. DOI: 10.15350/2409-7616.2021.2.01
  4. Гаязов А. С. Гражданственность личности и гражданское общество // Единство. Гражданственность. Патриотизм: Сборник научных трудов к 100-летию Республики Башкортостан. Том Часть 2. — Уфа: Мир Печати, 2019. — С. 89-93. URL: https://elibrary.ru/tcgkug
  5. Гаязов А.С., Вагилова В.Р. Тенденции развития гражданского воспитания: от истоков до современности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-2. С. 78-81. URL: https://elibrary.ru/cahfqq
  6. Дахин А.Н., Авдющенко В.Ю., Токарев В.А. Патриотическое воспитание: технология и не только // Школьные технологии. 2020. № 1. С. 32-40. URL: https://elibrary.ru/cdlzqa
  7. Егорычев А.М., Мардахаев Л.В., Ахтян А.Г. [и др.] Основы гражданственности и патриотизма в истории нашего отечества // ЦИТИСЭ. 2019. № 4. С. 467-476. DOI: 10.15350/24097616.2019.4.44
  8. Коротченко И.Н. Гражданское и патриотическое воспитание на уроках географии // Вестник научных конференций. 2017. № 6-2(22). С. 61-62. URL: https://elibrary.ru/zbller
  9. Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс // Молодой ученый. 2012. № 6 (41). С. 401-404.
  10. Михеева К.В. Гражданско-патриотическое воспитание на основе культурно-исторического наследия в образовательном учреждении // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). С.74-76.
  11. Мороз З.Р. Формирования гражданской, нравственной и патриотической позиции обучающихся // Академия педагогических знаний. 2022. №72.
  12. Морозов В.А., Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Патриотическое воспитание молодёжи на историческом российском идеале личности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3(76). С.157-158. URL: https://elibrary.ru/kqpwnz
  13. Пономарева Д.Н. Патриотическое воспитание и экологическое образование в современной образовательной среде российской Федерации / Д.Н. Пономарева // Глобальные экологические проблемы: локальное решение: материалы II Международной научной конференции. – Борисоглебск: Перо, 2019. — С. 172-174. URL: https://elibrary.ru/zzfazv
  14. Савотина Н.А. Приоритеты развития гражданского и патриотического воспитания // Педагогика. 2016. №6. С. 3-16. URL: https://elibrary.ru/uxqpjl
  15. Шевченко Н.И., Певцова Е.А. Гражданско-патриотическое воспитание: теоретический и практический аспекты // Профильная школа. 2024. Т. 12, № 1. С. 18-23. DOI: 10.12737/1998-0744-2024-12-1-18-23
  16. Камалетдинова Г. «10 причин, почему стоит ездить с детьми на экскурсии». PEDSOVET.SU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/6547_10_za_ekskursii_s_detmi?ysclid=m1t8v42hot796243845 (Дата обращения: 03.10.2024).

Библиографическая ссылка: Березуцкая Э.Р., Хамматова Р.С., Хидиятова Ф.Г. Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы с детьми // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.154-163.