Огоев А.У., Амбалова С.А.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Огоев А.У.1 (Владикавказ, Россия) — rector@nosu-team.ru; Амбалова С.А.1 (Владикавказ, Россия) — svetagul11@mail.ru
1Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация. В современном мире знание конфликтологии является важным для будущих педагогов. Она помогает понять природу конфликтов, их структуру, способы разрешения, профилактику, что позволяет эффективно предупреждать конфликты в образовательной среде или управлять ими, если они все-таки произошли. Модернизация системы образования является источником конфликтов в современных условиях. Этот процесс связан со стабилизацией образовательной системы, решением социальных проблем и достижением необходимых бюджетных показателей. Конфликты в образовательной системе влияют на ее функционирование и развитие. Причинами конфликтов являются высокая напряженность труда, эмоциональные перегрузки, стрессовые ситуации и недостаток баланса между формальными и неформальными отношениями в образовательной организации. Конфликт — это противоборствующее взаимодействие двух сторон, в процессе которого одна сторона старается подорвать намерения и цели другой стороны. Атмосфера в учебном заведении достаточно часто бывает напряженной. Конфликты неизбежны. Они бывают нескольких видов: конфликты между учениками или студентами; конфликты между преподавателями и учениками; конфликт между преподавателями; конфликты между преподавателями и родителями учеников. Это наиболее частые случаи. Каждый из них нуждается в отдельном анализе, чтобы понять, что такой тип конфликта собой представляет. Также нельзя забывать, что к образовательным учреждениям относится достаточно большой пласт организаций. В первую очередь это: школы; колледжи; институты и т.д. От вида образовательного учреждения также во многом зависит специфика конфликта.
Ключевые слова: конфликт, педагог, лидер, образовательная среда, буллинг, взаимодействие, агрессия, социальный статус, тревога, депрессивное состояние, социокультурное развитие.
Список источников:
- Акулич М.М. Противоречия и конфликты современного российского образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. Т. 16, № 1. С. 175-188. URL: https://elibrary.ru/vnvpvx
- Байнова М.С., Сулягина Ю.О., Рудаковская М.Г. Конфликты в процессе адаптации у студентов-первокурсников в высших учебных заведениях // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (49). С. 51-57. URL: https://elibrary.ru/igeeqe
- Балыхина Т.М., Денисова А.А. Компетентность преподавателя и администратора вуза в разрешении конфликтов // Высшее образование сегодня. 2007. № 1. С. 48-51. URL: https://elibrary.ru/lpwuab
- Вахабова С.А., Бакашев Э.Д., Мурадова П.Р. Общее представление о конфликте // Экономика и предпринимательство. 2022. № 6 (143). С. 1102-1105. URL: https://elibrary.ru/bgosrm
- Егорова Ю.Н., Черемисина А.А., Черемисина В.О. Профилактика конфликтов в образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-4. С. 117-120. URL: https://elibrary.ru/ylpbtd
- Жуликова О.В. Управление конфликтами // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1, № 40. С. 167-170. URL: https://elibrary.ru/vkbftn
- Иванова В.А., Осипов А.М. Теории конфликта в современной социологии образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 71-73. URL: https://elibrary.ru/bgjwnn
- Крылова М.А., Якимов Ю.М. Конфликт в учебном процессе: его проявления, причины и последствия // Инновации в образовании. 2013. № 10. С. 109-115. URL: https://elibrary.ru/rcmlvv
- Леонтьев М.Г. Методы формирования конфликтологической компетентности в поликультурном образовательном пространстве вуза // Инновации в образовании. 2012. № 10. С. 86-92. URL: https://elibrary.ru/pidjch
- Нижегородцева Н.В. Конфликты в образовании: предметное поле исследований // В сборнике: Конфликты в образовании. Материалы Всероссийской научно-практической заочной конференции. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2009. — С. 78-85. URL: https://elibrary.ru/tnkgnw
- Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтом, или как эффективно внедрить инновации // Народное образование. 2010. № 2 (1395). С. 119-125. URL: https://elibrary.ru/pjxqav
- Усманова Р.М. Публичные интересы в муниципальном образовании: согласование и конфликты // Казанская наука. 2012. № 4. С. 277-279. URL: https://elibrary.ru/oxpdsb
- Харланова Е.М., Сиврикова Н.В., Бисембаева А.К. Взаимодействие формального и неформального образования в формировании конфликтологической готовности будущих педагогов // ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22). С. 118-128. URL: https://elibrary.ru/mrgkqc
- Хроменков П.Н. Толерантность и конфликты идентичностей в современном российском образовании: проблемы и пути решений // Социальная политика и социальное партнерство. 2014. № 5. С. 5-13. URL: https://elibrary.ru/syrxjx
- Шоназаров Ж.У. Конфликты в жизни человека, возникающие проблемы и важность прикладной психологии в их преодолении // Вестник науки. 2020. Т. 1. № 12 (33). С. 49-54. URL: https://elibrary.ru/elfjrr
Библиографическая ссылка: Огоев А.У., Амбалова С.А. Современные методы выявления и разрешения конфликтов в образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.133-140.