ISSN 2409-7616

Цаплин В.М.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

УДК 37

Цаплин В.М.1 (Челябинск, Россия) — tsaplin.vitaliy@bk.ru

1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация.  Вызовы настоящего времени требуют от системы образования не только передачи знаний обучающимся, но и формирования у него сложных навыков принимать правильные решения в стремительно меняющемся мире. Поэтому особенно важно, чтобы приобретаемые навыки были не набором заученных шаблонов из учебника, а способностью анализировать окружающую действительность и на основе ранее полученных умений находить правильные решения в сложной обстановке, культурой поиска решений, с которыми обучаемый не сталкивался ранее. Исследование проблемы воспитания культуры кибербезопасности – это актуальное направление исследования в современной педагогике и ранее слабо освещалось в научных исследованиях. В статье определяются ключевые понятия необходимые для исследования, проблемы воспитания культуры кибербезопасности у курсантов военных вузов. При разработке проблемы воспитания культуры кибербезопасности у курсантов военных вузов, был сформирован её понятийный аппарат, с опорой на научные статьи. Данное понятийное поле представляет методологическую ценность, трактует используемые в исследовании термины, их взаимосвязи в соответствии с общей идеей, позволяет, опираясь на исследования других авторов дать определения ключевым понятиям.  Даны определения всем общим и конкретизирующим группам понятий, используемых в исследовании. На основании других научных исследований проведено сравнение ключевых понятий «воспитание» и «формирование», выбран термин, наиболее подходящий для дальнейшего исследования. Рассмотрены основные структурные компоненты воспитания культуры, отмечены наиболее значимые. Сформированные определения терминов могут использоваться для создания тематических блоков учебных курсов, посвященных проблемам воспитания культуры кибербезопасности обучающихся.

Ключевые слова: культура кибербезопасности, воспитание культуры, курсанты военных вузов.

Список источников:

  1. Добринская Д. Е. Киберпространство: территория современной жизни // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. №1. С. 52-69. URL: https://www.elibrary.ru/yupbhy
  2. Мороз Н.О. Подходы к определению термина «информационная безопасность» в контексте международного сотрудничества // Право.by. 2021. № 4(72). С. 120-126. URL: https://www.elibrary.ru/vcfcza
  3. Шамарова Е.В. Системный подход в культурологии / Е.В. Шамарова // Культура. Наука. Творчество: XVII Международная научно-практическая конференция. – Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2023. – С. 364-368. URL: https://www.elibrary.ru/hctkly
  4. Кичигина О.Ю. Вопросы формирования культуры информационной безопасности у обучающихся в высшей школе // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 4(24). С. 14-22. URL: https://www.elibrary.ru/cjzewq
  5. Романюк С.Н., Дёмкина Е.В. Генезис и сущность понятий «формирование», «ответственность», «ответственное выполнение обязанностей» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. №. 4 (208). С. 96–102. URL: https://www.elibrary.ru/ylcoir
  6. Уварина Н.В. Воспитание гибких навыков молодежи региона: монография / Н.В. Уварина, А.В. Савченков, Н.А. Пахтусова, Н.Ю. Корнеева. – Москва: Первое экономическое издательство, 2022. — 112 с. DOI: 10.18334/9785912924118
  7. Гарипов М.А. К постановке проблемы культуры кибербезопасности обучающихся // Педагогика, психология, общество: актуальные исследования. – Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2021. — С. 11–14. URL: https://www.elibrary.ru/gwrpbq
  8. Митряев И.С., Калимуллин Н.Р. Разграничение понятий информационной безопасности и кибербезопасности как элементов информационного пространства // Аграрное и земельное право. 2021. № 9(201). С. 158-161. DOI: 10.47643/1815-1329_2021_9_158
  9. Мамышев Р.Э. Разница между кибербезопасностью и информационной безопасностью // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 97-12. С. 92-94. DOI: 10.18411/trnio-05-2023-668
  10. Березина Я.Н. Переводческие трансформации при переводе терминов в сфере кибербезопасности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 1. С. 59-67. DOI: 10.15593/2224-9389/2022.1.6
  11. Зель А.В. Теоретические основы культуры безопасности // Наука, студенчество, образование: актуальные вопросы современных исследований. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023.- С. 85-89. URL: https://www.elibrary.ru/xlpbuy
  12. Калач А.В., Кравченко А.С. Современные технологии формирования культуры кибербезопасности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 11(210). С. 26-30. URL: https://www.elibrary.ru/zzvalo
  13. Редников Д.В., Комарова М.А. Проблемы формирования культуры кибербезопасности // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-2. С. 157-160. DOI: 10.18411/trnio-12-2021-82
  14. Гарипов М.А., Сайгушев Н. Я., Веденеева О.А. [и др.] Активизация формирования культуры кибербезопасности обучающихся в учебно-профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73-1. С. 113-115. URL: https://www.elibrary.ru/iqlamv
  15. Серавкина К.В. Проблемы формирования культуры кибербезопасности / К.В. Серавкина, М.А. Комарова, Т.Д. Ивлева, А.Д. Литвинюк // СТУДЕНТ года 2022: сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 12 декабря 2022 года. Том Часть 3. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. — С. 106-111. URL: https://www.elibrary.ru/igcawf

Библиографическая ссылка: Цаплин В.М. Понятийный аппарат проблемы воспитания культуры кибербезопасности у курсантов военных вузов // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С.111-124.