Одинцова М.А., Ячменев Н.В.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК СО ШКОЛЬНИКАМИ
УДК 373:796.011
Одинцова М.А.1 (Новосибирск, Россия) — marya.ap@mail.ru; Ячменев Н.В.1 (Новосибирск, Россия)- yachmenev1988@mail.ru
1Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. Введение. В статье рассматриваются вопросы организации оздоровительной физической культуры со школьниками на основе дифференцированного и индивидуального подходов к развитию физических качеств. Описаны актуальные положения учёта соматотипа и физической подготовленности обучающихся среднего и старшего звена для эффективного воздействия физических нагрузок определённой направленности. Цель исследования связана с системным представлением организационно-методической модели осуществления оздоровительных тренировок на основе учёта конституциональных характеристик и уровня физической подготовленности занимающихся. Основными методами исследования являлись: теоретический анализ и обобщение информации научно-методической литературы, её систематизация и структурирование, а также метод моделирования. Результаты исследования. Определены двигательные способности, которые в наибольшей степени способствуют увеличению резервных возможностей организма для достижения оздоровительного эффекта. Представлено обсуждение разных концептуальных подходов к вопросам развития «отстающих» или «ведущих» физических способностей в процессе оздоровления школьников. Представлена систематизация ведущих и отстающих двигательных способностей школьников в зависимости от типа телосложения. Описаны организационные положения осуществления дифференцированного и на его основе индивидуального подходов к дозированию нагрузок определённой направленности. Выделено, что наибольшее значение при развитии необходимых для оздоровления физических способностей имеют интервально-повторный и интервально-круговой методы. Вывод. Первостепенное значение при развитии общей выносливости имеет состояние функциональных возможностей, прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При развитии общей силы и силовой выносливости следует дифференцировать нагрузку и в зависимости от уровня развития необходимых двигательных способностей и от типа телосложения.
Ключевые слова: оздоровительная тренировка, дифференцированно-индивидуальный подход, тип телосложения, физическая подготовленность школьников.
Список источников:
- Алагизов А.В. Дифференцированная методика подготовки детей 10-11 лет, занимающихся зимним полиатлоном, с учетом их морфофункциональных показателей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 10 (92). С. 7-10. URL: https://elibrary.ru/pibrhl
- Александрова В.А., Скотникова А.В., Овчинников В.И. [и др.] Оценка физического развития младших школьников / Сб. ст. по материалам I межд. (XIV с межд. участ.) научно-практ.конф. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения. – Москва: Московский городской педагогический университет, 2024. — С. 125-129. URL: https://elibrary.ru/vnziyj
- Аксенова А.Н., Варинов В.В. Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании курсантов: проблемы и возможности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 23-27. URL: https://elibrary.ru/ystxpq
- Блинков С.Н. Влияние различных двигательных режимов на показатели центральной гемодинамики школьниц-подростков, имеющих разные соматотипы //
Наука и спорт: современные тенденции. 2017. Т. 17, № 4 (17). С. 7-9. URL: https://elibrary.ru/zxkqjl - Бондаренко В.А., Галимова О.И., Зурначева Э.Г. [и др.] Постковидный синдром со стороны сердечно-сосудистой системы у детей // Российский кардиологический журнал. 2022. № 27(S6). С.33. URL: https://elibrary.ru/kvwqcj
- Варич Л.А., Брюханов Я.И., Серый А.В. [и др.] Особенности проявления соматических и когнитивных нарушений у лиц юношеского возраста, перенесших covid-19 // Вестник психофизиологии. 2022. № 4. С. 92-99. URL: https://elibrary.ru/tkujsw
- Варич Л.А., Мурышкина Е.В., Потапова Н.Г. Индивидуальный подход на занятиях физической культурой и спортом: здоровьесберегающий аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С.108-112. URL: https://elibrary.ru/uhsskv
- Головин М.С., Ячменев Н.В., Жомин К.М. Современные методы дозирования физической нагрузки обучающихся в рамках занятий оздоровительной физической культурой// Вестник педагогических инноваций. 2023. № 4 (72). С. 116-123. URL: https://elibrary.ru/fugthd
- Гребенникова И.Н., Гребенников Е.К. Кинематические характеристики техники приседания у мальчиков 11-15 лет разного типа телосложения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 10 (224). С. 75-80. URL: https://elibrary.ru/nxbrhs
- Забелина Л.Г., Тертычный А.В., Додонова Л.П. [и др.] Дифференцированный подход в развитии двигательных способностей школьников 10-12 лет различных соматотипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 3. С. 19-24. URL: https://elibrary.ru/nbmtsl
- Левушкин С.П., Блинков С.Н., Косихин В.П. Сравнительный анализ возрастного развития физических качеств школьников 7-17 лет в гендерном аспекте // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С. 220-224. URL: https://elibrary.ru/qrmrug
- Одинцова М.А. Кинематика выполнения приседаний девочками 11-15 лет с учётом их типа телосложения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 11 (225). С. 270-276. URL: https://elibrary.ru/hudcbh
- Павлюк Н.Б., Правдов М.А. Развитие физических способностей у учащихся старшего школьного возраста на основе учёта уровней биологического развития и типов телосложения // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 1 (47). С. 28-33. URL: https://elibrary.ru/tlczos
- Пушкина В.Н., Корнев А.В., Оляшев Н.В. [и др.]
Дифференцированное физическое воспитание студентов на основе конституционально обусловленных гемодинамических маркеров // Теория и практика физической культуры. 2016. № 3. С. 59-61. URL: https://elibrary.ru/vpwfdn - Рязанцев А.И., Гребенникова И.Н. Кардиологическая и психофизиологическая реакция школьников с разными типами центральной гемодинамики на продолжительную физическую нагрузку // Сибирский педагогический журнал. 2024. № 4. С. 86–97. URL: https://elibrary.ru/mhjheg
- Сайкина Е.Г., Комиссарова Е.Н., Смирнова Ю.В. Оптимизация развития координационных способностей и гибкости на занятиях фитнесом у детей младшего школьного возраста с разным типом телосложения // Современные проблемы науки и образования.2021. № 6. URL: https://elibrary.ru/hltwia
- Сетко И.М., Сетко Н.П. Современные проблемы состояния здоровья школьников в условиях комплексного влияния факторов среды обитания // Оренбургский медицинский вестник. 2018. № 2(22). С.4-13. URL: https://elibrary.ru/xycabf
- А.П., Семенова С.Д., Долгих Н.С. [и др.] Сравнение сенситивных периодов развития физических качеств мальчиков и девочек 6-14 лет, занимающихся теннисом //Вестник спортивной науки. 2023. № 2. С. 27-33.URL: https://elibrary.ru/xxbwtu
- Сонькин В.Д., Параничева Т.М., Макарова Л.В. [и др.] Возрастная динамика двигательных возможностей школьников 8-17 лет по данным популяционного исследования // Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21, № 1. С. 71-79. URL: https://elibrary.ru/rcyyhy
- Пискова Д.М., Фильченков Д.А., Ларина С.Г. Психолого-педагогические проблемы типичных мотиваций самостоятельно занимающихся физической культурой юношей-студентов на начальном этапе занятий // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 3. URL: https://elibrary.ru/aihngm
- Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А., Силкин Ю.Р. [и др.] Комплексная оценка здоровья школьников с разным состоянием костно-мышечной системы // Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 66-69. URL: https://elibrary.ru/aihngm
- Шрайнер Б.А., Жомин К.М. Применение технологий компьютерного зрения в оздоровительной физической культуре // Вестник педагогических инноваций. 2024. № 3 (75). С. 122–135. URL: https://elibrary.ru/fqnyno
Библиографическая ссылка: Одинцова М. А., Ячменев Н.В. Условия осуществления дифференциации и индивидуализации при организации оздоровительных тренировок со школьниками // ЦИТИСЭ. 2024. № 4. С. 63-73.